Естественный прикорм
Естественный прикорм – первые шаги.
В предыдущей статье мы поговорили о том, как понять, что малыш готов к введению прикорма. Сегодня мы узнаем, как же выглядит естественный прикорм в действии, и начнем с первого периода прикорма –адаптационного.

традиции не исключение.
После того, как ЖКТ, нервная система и головной мозг малыша созревают для введения прикорма –наступает этап адаптационного прикорма.
Главная задача этого этапа – первичная адаптация желудочно-кишечного тракта малыша к новым продуктам. Все это время объем взрослого питания не представляет большой энергетической значимости для организма ребенка – основное его питание всё еще грудное молоко или смесь. Мы просто знакомим малыша и его животик с тем, что он будет есть впоследствии. Так же в этот период ребенок учится доносить пищу до рта (руками и ложкой), пить из чашки, выплевывать пищу, которая неприятна, пережевывать и глотать пищу разной консистенции. В среднем этот этап начинается в 5-7 месяцев и заканчивается в 8-12 месяцев. Как видите, достаточно большие интервалы – они связаны с тем, что все деткиразные, созревают в разное время.
Как выглядит начало прикорма? Мама, как обычно, берет малыша с собой за стол, сажает на колени вполоборота к себе – так, чтобы обязательно самой хорошо видеть лицо ребенка. Посуда и приборы располагаются на столе так, чтобы малыш сам не смог до них дотянуться. Когда прикорм только начинается, мама может максимально упростить сервировку стола – сейчас ее цель сделать прием пищи удобным для всех членов семьи, включая и малыша, красивые блюда для фото в Инстаграм могутнемного подождать J
На первом этапе малышу еще не выдают его собственную тарелку. Мама начинает есть сама из своей тарелки, и если ребенок проявит интерес к какому-либо продукту, то она даст ему на пробу микродозу этого продукта.
Микродоза – это крошка твердой пищи, которую можно ухватить между большим и указательным пальцами. Или глоток жидкости или объем полужидкой, пюреобразной пищи, котораяможет удержаться на чайной ложке, если держать ее вертикально.
Сколько таких крошек или глотков можно дать малышу на этапе знакомства с пищей?Примерные рекомендации таковы: за один приём пищи малыш может попробовать до пяти таких микродоз.
В первую очередь это касается нового продукта. Если малыш уже не в первый раз за столом, что-то уже пробовал, можно разрешать есть три-четыре знакомых продукта, на которые у ребёнка нет отрицательнойреакции со стороны ЖКТ, и один новый продукт.
Так будет легче вовремя среагировать, если с новым продуктом возникнут проблемы. Знакомых продуктов можно давать больше, до одной-двух чайных ложек. Новые продукты лучше всего давать утром, в первой половине дня – если возникает неблагоприятная реакция на какой-либо новый продукт со стороны пищеварительной системы, мама это легкозаметит в течение оставшегося дня, и ночь пройдёт спокойно.
На первом этапе прикорма, даже если всё идёт хорошо, после 18ти часов вечера лучше малышей не прикармливать, так как твёрдой пищей активизируется перистальтика, а всё же хочется, чтобы ночипроходили спокойно.

кастрюлями и т.п.).
Задача родителей в таких ситуациях – по возможности предвидеть неблагоприятные моменты. Мама сначала может очень радоваться, что её ребенок так активно вкладывает в себя крошки, облизывает вот уже пятую ложку, но потом мама же будет исправлять последствия переедания, или бороться с нарушениями ЖКТ или проявлениями аллергии. Повторю, у родителей нет задачи дать ребёнку как можно больше еды, это задача ребёнка – себя кормить.Родители только создают условия для этого – берут малыша за стол.
Бывает еще, что мама хочет, чтобы сыночек попробовал кашу, которую она приготовила себе на завтрак, а малыш тянется к бутерброду с сыром. Да, мама определяет рацион питания ребёнка, она считает полезным кушать по утрам кашу, но малыш требует сыра или хлеба. Как же быть? Можно выставлять блюда по очереди. Мы знаем, что малыш не голоден, у него только интерес к процессу. Конечно, он вероятнее обратит внимание на маму, которая с аппетитом ест кашу, если нет другой альтернативы, и постарается в этом процессе поучаствовать, начнётпроявлять пищевой интерес. А пищевой интерес – движущая сила процесса прикорма.
Если ребёнок уже несколько раз пробовал кашу в предыдущих случаях пребывания за столом, то он может сознательно отказываться от продукта, о котором он собрал достаточно информации, и ему он не приглянулся в настоящий период жизни. Наблюдайтеза малышом. Ваши наблюдения помогут вам лучше понять своего ребёнка.
На первых порах мама тоже активно тренируется как есть вместе с ребёнком, чтобы не уделять ему больше внимания, чем это нужно для прикорма. Помним, что мама села за стол накормить себя. Всё действо за столом происходит 10-15 минут – за это время мама должна съесть и выпить всё, что запланировала, а задача малыша –успеть что-то выпросить для себя.
Уходите от соблазна помочь малышу с едой. Если вы сами еще едите, а он не просит о помощи, то не вмешивайтесь. Можно предложить свою помощь, когда вы уже сами поели. Но не настаивайте, не заставляйте ребёнка торопиться. Если он продолжает есть с удовольствием, то пусть делает это в своём темпе. Если малыш отказывается от участия в общей трапезе, то отнеситесь к этому спокойно, действуйте так, как планировали. Важно с малых лет воспитывать в ребёнке идемонстрировать ему уважение ко всем членам семьи.
Микропробы разных продуктов с общего стола даются три-четыре недели, потом можно понемногунаращивать объёмы продуктов, к которым малыш проявляет пищевой интерес. К концу адаптационного этапа ребёнок может съедать за один приём пищи суммарно всех продуктов одну-две чайные ложки.
К концу первого года жизни малыша прикорм составляет примерно 10-20% от общего объема пищи, остальное – мамино молоко или смесь.
Часто ко мне обращаются молодые мамы, обеспокоенные тем, что их ребенок в 9-12 месяцев практически ничего не ест, кроме груди, в то время как у соседки ребенок в год ест полноценный прикорм 4 -5 раз в день. Поэтому я хочу подчеркнуть – да, есть дети, которые в год почти полностью переходят на прикорм и их ЖКТ справляется с такими объемами, точно так же как есть дети, которые в полтора года читают наизусть Чуковского, в 2 года читают книги, а в 3 играют на скрипке. В мире бывают разные дети! Но подавляющее большинство деток к концу первого года предпочитают еще мамино молоко и их ЖКТ не готов к большим объемам пищи. Поэтому если ваш малыш в этом возрасте предпочитает «взрослую» еду толькопробовать – не волнуйтесь, с ним всё в порядке!

Еще некоторые особенности адаптационного прикорма:
– Малыш может хотеть сосать грудь до, во время и после приема пищи. Таким способом он помогает новой пище лучшеусвоиться и перевариться.
– Детям, склонным к аллергии, желательно пробовать несколько крошек какого-нибудь одного нового продукта не чаще, чем раз в два-три дня. Такая же скорость знакомства с прикормом рекомендуется для тех малышей, которые трудно пережили роды, находились какое-то время на смешанном вскармливании, имели впрошлом проблемы со здоровьем.
– Если животик малыша начал работать не как обычно или вы заметили какие-то аллергические реакции, то лучше сделать паузу в прикорме пока все не придет в норму. А для себя отметить, какие именно продукты спровоцировали нехорошую реакцию, и недавать их малышу некоторое время.
Так же важно помнить, что малыш растет и меняется каждый день. Поэтому в какой-то день он может проявлять интерес к пище больше, в какой-то меньше. В момент роста зубов или болезни малыши и даже более старшие детки, могут полностью отказаться от «взрослой» еды и повиснуть на груди. Ни в коем случае маме не стоит пытаться кормить малыша насильно – верьте, его организм отличнознает, что именно ему нужно в данный конкретный момент!
Теперь посмотрим, как же давать продукты прикорма.
Прикорм маленькими кусочками плотных продуктов
Мама ест, малыш проявляет интерес к продукту, который ест мама. Мама отщипывает отсвоего куска или порции микродозу и выкладывает перед ребёнком на стол. Если малыш не понимает, что с
этим делать, то мама может взять кусочек, предназначенный ребёнку, и положитьсебе в рот, показывая, где ему место. А затем один, только один кусочек, может попробовать положить малышу в ротик. Не
надо повторять много раз, помним, что малыш должен научиться кормить себя самостоятельно. Дети достаточно умны, чтобы осознать процесс. Если они не бросаются повторять, то либо они не хотят это есть, либо они еще не дозрели до этого процесса. Возможно, малыш будет выплёвывать первые куски пищи, попавшие ему в ротик,– но не потому что они не вкусные или не съедобные, а потому что всё это новое и незнакомое, и нужно привыкнуть и адаптировать себя к такому сложному процессу как глотание пищи. Со временем, побывав вместе с мамой за столом, он будет часть кусочков выплёвывать, а некоторые проглатывать. Настанет момент, когда все кусочки малыш будет проглатывать и потом просить еще. Повторюсь – кусочки выкладываем непосредственно на стол, собственная тарелка появится позже. Если пища испачкала стол, то когда малыш кусочек взял, тут же влажной салфеткой вытираем поверхность стола, поддерживая чистоту. Также вытираем время от временируки и рот малыша.
Если малыш не смог взять еду или не проявляет к ней дальнейшего интереса, то мама съедает всё сама, так как это пища из её тарелки – тем самым подчёркивая ценность пищи.Очень важно приучать малыша понимать, что пища представляет собой ценность. Ею не играют, не разбрасываются. Он
должен понимать, что если мама уступила его просьбам и поделилась едой из своей тарелки, то эту еду надо есть, иначе ее съест мама. По этой же причине не рекомендуется при ребенке выбрасывать еду в мусорное ведро или перекладывать вмиску собачки.
Если малыш как бы нечаянно начинает ронять свой кусок на стол или на пол, это значит, что он теряет пищевой интерес. Может быть, ребёнок уже устал или просто экспериментирует как с игрушкой. В большинстве случаев, если пища представляет собой ценность для ребёнка именно как пища, то кусок держится в руке плотно, трудно бывает забрать его у малыша. Важно, чтобы малыш понял в итоге, что пища просто так на столе не лежит, стоит отпустить – кто-то съест. Это один из основных методов поддержания пищевого интереса. Но целенаправленно забирать пищу у детей иногда приходится, если время трапезы подошло к концу, и этот момент определяется на первом этапе прикорма исключительно по маминому желаниюи возможностям.
Крупные куски твёрдых продуктов
Можно давать кусок твёрдого яблока, кусок моркови, твёрдый сухарь и сушку. Кусок должен быть подходящего размера: ребёнок легко захватывает его в руку и удерживает его в кулаке. Большой кусок кладётся на стол, а не вкладывается в руку малыша. Если ребёнок не может самостоятельно взять, удержать и донести кусок до рта, то он к такому прикорму не готов. Некоторым малышам легче даётся прикорм маленькими кусочками, микродозами, а некоторые более ловко удерживают сначалабольшие куски, а с мелкой моторикой у них пока отставание.
Пюреобразную пищу и супы даем следующим образом – если малыш пристально наблюдает за тем, как ест мама и тянется к ее ложке, то демонстративно берём другую ложку (своей ложкой мама продолжает есть сама), обмакиваем в пюре (суп, кашу) и подаём ложку ребёнку: «На, это тебе». Ложку даём вертикально, черпалом вверх, в правую руку (если ребенок перекладывает в левую, то можно потом дать в левую) и отпускаем. Как правило, ребёнок начинает облизывать ложку, потом переворачивает, облизывает противоположный конец ложки. Ручку ложки детки пробуют запихнуть поглубже, немного давятся от этого, нопотом они осознают, что так делать не стоит.
Если мама видит, что малыш ложку облизал, то забирает ложку у ребёнка, быстро макает в пюре или кашу и возвращает ложку малышу. Когда ребёнок ложку держит хорошо, всё слизывает с ложки, то можно попробовать его руку с зажатой в ней ложкой дотянуть до пищи и обмакнуть ложку, не вынимая из руки. При этом мамина правая рука, если мама правша, обхватывает кулачок ребёнка с зажатой в ней ложкой. Малыш как бы тянется к еде своей ложкой – можно его немного приподнять удерживающей рукой – и возвращается обратно. Как правило, этот момент наступаетчерез три-четыре недели после первых уроков прикорма.

Жидкая пища
В большинстве случаев разнообразные жидкости мы пьём из чашки. Для начального этапа прикорма чашку желательно именнопо форме напоминающей пиалу.
Диаметр донышка должен быть значительно меньше, чем диаметр верхнего края чашки. При небольшом наклоне в такой чашке капля жидкости легко скатывается к краю – легко пить, не требуется запрокидывать голову, что непременно происходит, если мы пьём из цилиндрических кружек или стаканов. Малыши могут запрокидывать голову, чтобы допить остатки жидкости из не очень удобной чашки,ближе к полутора годам.
Как давать питьё
Всё происходит аналогично. Мама пьёт из своей чашки, малыш проявляет интерес к маминой чашке. Мама из своей чашки чайной ложкой отливает в чашку ребёнка одну-две ложечки жидкости и ставит чашку перед ребёнком со словами «на, это тебе». Можно помочь правильно расположить ручки на чашке, но не более – не помогаем пить, уходим от соблазна напоить ребёнка, сделать всё за него. Малыши в большинстве своём сначала исследуют чашку, оближут ручку, если она есть, дно чашки. В процессе изучения малыши переворачивают чашку и проливают содержимое. Это не страшно и абсолютно нормально, поэтому и наливаем так мало. Логично, если в первых попытка ребёнка напиться родители будут использовать простую воду. Здесь действует правило: донёс до рта, выпил – значит добавляем еще. Не донёс, пролил – на этом приёме пищи жидкости в чашку больше не наливаем. Как правило, за месяц тренировки с момента первой встречи с чашкой ребёнок учится пить из чашки, не проливая – тогда можно постепенно увеличивать разовую порциюжидкости.
На сегодня всё! В следующий раз мы рассмотрим остальные этапы естественногоприкорма – энергетический и переходный.
Автор статьи Татьяна Арбузова, @shakti_osher.
instamam.ru
Естественный прикорм - заключительная статья.
В предыдущих статьях мы рассмотрели, что такое естественный прикорм в теории, и как организовать его на практике. Сегодня я хочу поговорить о правильном пищевом поведении человека и такойживотрепещущей для многих мам темы «мой ребенок не хочет есть».

Итак, что такое правильное пищевое поведение и как оно формируется.
Как для взрослого человека выглядит идеал в питании? Ем рационально – не больше и не меньше, чем необходимо организму. Не ем невкусное или то, чего сейчас совсем не хочется. Не ем, если не голоден. Ем аккуратно. Соблюдаю правила приличия, характерные для данной культуры. И многие другие нюансы, о которых мы часто даже не задумываемся. С самого начала мы обучаем малыша есть, как взрослый. Относиться к еде так же, как и взрослые. Есть то же, что он будет есть, когда повзрослеет. Особо хочется здесь подчеркнуть важность соблюдения общих норм и правил всеми членами семьи. Невозможно будет требовать от ребенка, чтобы он предпочитал есть кашу, если остальные члены семьи едят жареную картошку. Точно так же трудно будет приучить малыша есть за столом, если каждый вечер он будет видеть, как папа сидит с тарелкой на диване перед телевизором. Ребенок всегда будет копировать именното, что он видит – это заложено в нем природой.
Пищевое поведение формируется не за один день и даже не за один год – точно так, как постепенно формируется личность малыша. Основную роль в процессе его формирования играет семейная культура питания. Но семья – не изолированный элемент общества, поэтому национальные особенности, принципы питания тех слоёв, к которым принадлежит семья, питание в общественных местах оказывают интенсивное формирующее воздействие на ребёнка. Когда мы приезжаем в отпуск в какую-то новую страну, то всегда хотим попробовать блюда местной кухни. И это не просто так – еда объединяет людей. Человек, который не знаком с местными кулинарными предпочтениями, не знает, как принято вести себя за столом, какие существуют традиции, или не приемлет по каким-то причинам пищу, которую едят люди вокруг, будет чувствовать себя изолировано и некомфортно. Ребёнок приходит в нашу культуру, где всё вокруг для него ново и незнакомо. Родители и другие близкие люди будут проводниками, которые познакомят малыша с особенностями питания в семейном кругу и в обществе в целом. Вписаться в культурно-экологическую нишу семьи, а затем и общества – не менее важная задача для ребёнка на этапе прикорма, чем адаптация пищеварительного тракта к пище собщего стола.
Для формирования правильного пищевого поведения необходимо создавать условия, чтобы малыш ел не один, по крайней мере, мама или другой человек, ухаживающий за малышом, может составить ребёнку компанию. Ребёнок должен видеть, что всесобрались, чтобы покормить себя, а
не проследить кто что и как ест. И малыш будет повторять с радостью то, что видит – будет сам тянуться к еде, требовать ложку или чашку для питья. И таким образом учиться есть без каких-то особых физических или моральных затрат со стороны родителей! Но в наше время зачастую ребёнка лишают возможности видеть совместную трапезу и участвовать в ней, так как кормят его с ложки, специальными продуктами, а не сам он ест. Малыш зачастую ест отдельно от всей семьи, по особому режиму, за отдельным столом или в специальном детском кресле, порой даже в отдельном помещении. Это мешает формированию здорового пищевого поведения – мама решает, когда я ем, что я ем, сколько я ем, мама кормит меня, а я только открываю рот,жую и глотаю. Хотели бы мы – взрослые – ежедневно питаться именно так?
На своей практике я часто слышу жалобы мам о том, что их детки не хотят есть прикорм, предпочитая грудное молоко и что педиатры советуют срочно отлучать от груди, иначе ребенок так никогда и не начнет есть «взрослую» пищу. На самом ли деле грудное вскармливание – конкурент прикорму? Нет и нет! Как минимум потому, что грудное вскармливание и прикорм разнесены во времени. К тому моменту, когда малыша начинают знакомить со взрослой пищей его грудное вскармливание, как правило, организовано вокруг снов – малыш засыпает на груди,сосет во сне и после сна.
Причины почему ребенок может есть слишком мало, по мнению мамы, взрослой еды могут быть двух видов. Первая причина – ребенок на самом деле ест абсолютно нормальное количество «взрослой» пищи, просто мы в большинстве случаев привыкли считать «нужным» количество существенно большее, чем действительно нужномалышу.
Для годовалого ребенка абсолютно нормально соотношение ГВ и прикорма как 80- 90% на 10-20%, полуторогодовалого как 5050, а двухлетки как 10-20% на 90-80%.
ВОЗ считает, что если прикорм был начат в 6 месяцев, то к году другая еда должна составлять примерно 25% от общего рациона ребенка- практическое руководство длямедработников “Грудное вскармливание: как обеспечить успех”, выпущенное ВОЗ в 1997 году. Есть детки, которые
вообще до года не проявляют особого интереса ко взрослой пище и прекрасноразвиваются на исключительно грудном вскармливании.
Вторая причина – проблемы с пищевым интересом и правильным пищевым поведением у малыша. И в этом случае работать надо над налаживанием именно этих процессов, ане на исключении единственного возможного сейчас способа накормить ребенка.
И мы плавно подходим к одному из самых животрепещущих вопросов молодых мам – что делать, если мой ребенок мало или плохо ест?
Этому вопросу посвящена прекраснейшая книга испанского педиатра Карлоса Гонсалеса «Мой ребенок не хочет есть»
Вот 3 причины, почему дети отказываются от
еды:
1. Ребенок не голоден (еще или уже)
2. Ребенок болен или в состоянии стресса.
Силы организма нужны на борьбу с болезнью или снятие напряжение, еда только усугубит проблему. Вспомните, когда у вас был грипп, хотелось ли вам налегать на обеды из трех блюд? )) Многие мамы знают, что отказ от еды и повисание на груди – верный признак, что у их малыша лезут зубки. Кстати, само переживание матери по поводу количества съеденного – уже стрессдля ребенка, ввиду общей системы, в которую завязана психика матери и ребенка.
3. Тяжелая психическая болезнь, когда мозг не получает сигнал о голоде, хотя ему нужна еда. Такие случаи, естественно, крайне редки.
Организм ребенка (и человека вообще) – саморегулирующаяся система. Нам не приходит в голову контролировать, как ребенок дышит, заставляя его дышать побольше ипочаще.
Недоедающий ребенок, как правило, это исключительно психологическая проблемародителей
. Мне очень понравилась фраза, которой очень емко эту проблему описала психолог Елизавета Филоненко – “надень кофточку, мамехолодно”.
Система защиты организма от лишней еды – отказ, выталкивание еды языком, складывание еды за щеку, долгое сидение за столом, рвота (для особо упорныхродителей).
Что делать родителям, чей ребенок отказывается от еды или мало ест? Ответ прост – отстать от
ребенка.
Ни один здоровый ребенок не будет морить себя голодом! А если же малыш не здоров, то впихиванием еды его не вылечить!
Если нам кажется, что наш ребенок слишком мало ест, то надо посмотреть на его кулачок и вспомнить, что объем его желудка точно такой же! Этот наглядный пример хорошо помогает успокоиться и перестать волноваться из-за того, что малыш не способен съесть тарелку супа, потомкотлетку с гарниром, а на десерт еще и яблочко.
Так же может помочь знание некоторых особенностей питания деток до 5 лет:
– Примерно с 2х лет начинается возраст “малоежек”. Ребенок перестает расти так быстро, как раньше и есть начинаетменьше.
– Дети любят простую еду (лучше просто вареная свекла, чем салат из нее же с несколькими ингредиентами).
– Дети не любят большого объема еды (даже визуально). Лучше маленькая порция на большой тарелке.
– Дети могут долго есть одни и те же продукты, пока не насытятся ими (сюда не входит “мусорная” еда и рафинированные продукты, макароны). Ребенок набирает необходимый объем питательных веществ не за день, а за неделю илиболее.
– Дети консерваторы в еде и не склонны пробовать новое (нормальный защитный механизм).
Если говорить о проблеме, когда ребенок соглашается есть только под мультики, то тут родителям нужно будет работать над возвращениеммалышу пищевого интереса. Вообще
следование принципам естественного прикорма помогает родителям навсегда забыть о проблемах с едой. И работает даже с «запущенными» случаями – лично я сама больше года мучилась попытками накормить ребенка и отучить его при этом смотреть мультики, а потом решилась и начала весь наш прикорм с нуля – посадила сына к себе на колени, убрала его тарелку и дала ему возможность самому решать, что и в каком количестве он будет есть из моей тарелки и будет ли есть вообще– и буквально за месяц все проблемы остались в прошлом!
Не могу не коснуться темы давления на ребенка во время кормления. К сожалению, сейчас сплошь и рядом можно слышать советы из серии насильного кормления ребенка, которыеоправдываются якобы тем, что ребенок сам не понимает, что и сколько ему есть.
Это просто ужасно. Пищевое насилие – одно из самых страшных насилий над организмом и личностью, вред от которого и физический и психический. Это еще усугубляется тем фактом, что насилие это исходит от самых важных и дорогих ребенку людей, которым он привык всецело доверять. И последствия у такого насилия могут быть поистине катастрофичными и касаться не только неправильного пищевого поведения ребенка в будущем, но и неумения вообще слушать и понимать сигналы своего организма – так устроена психика человека, что когда изо дня в день любимый и важный человек, говорит нам «да», а наш организм говорит «нет», то в какой-то момент мозг, уставший от этого диссонанса «затыкает» организм и перестает ему верить. Так срабатывает защитный механизм у деток, которые подвергаются дома физическому или сексуальному насилию и которые, даже став взрослыми, оправдывают своих родителей, считая, что те поступали правильно и что это дети были виноваты, потому что вели себя не хорошо или были плохими. И с насильным кормлением происходит то же самое! Организм ребенка говорит ему, что он уже сыт, а мама упорно заставляет есть еще и еще, внушаямалышу, что его организм ничего не понимает и слушать его не надо.
Насилие недопустимо! Ни в виде физического наказания ребенка, ни в виде запихивания в него еды против его воли!
Принуждение к еде и стресс, которое это принуждение создает способны в будущем привести к проблеме “заедания стресса” у взрослого человека.
Еще одна проблема – ребенок вынужден подавлять чувство отвращения к еде, а вместе с ним и все остальные чувства, поэтому в перспективе ему будут нужны сильные вкусы (чрезмерно горячее, острое, соленое) чтобы испытать хоть какие-то эмоции в процессе еды. Возможны более серьезные последствия в виде отчуждения от своего тела, своих чувств: человек не понимает, что ему нужно, что нравится, а что нет, возможно деструктивное поведение по отношению к своему организму,т.к. поломана обратная связь со своим организмом.
Кормление под телевизор – в будущем формируется рефлекс бездумного жевания чего-либо, а так же разрушает контроль организма над количеством съеденного, что как минимум может привести к перееданию. Слушайте своего ребенка, доверяйте ему и, принимая какие-либо решения,постарайтесь поставить себя на его место.
На этом я заканчиваю серию статей о естественном прикорме и желаю вам и вашим деткам вкусных, радостных и полезных приемов пищи!
Автор статьи: Татьяна Арбузова @shakti_osher, консультант по грудному вскармливанию и естественному прикорму.
instamam.ru
Естественный прикорм

Многие родители используют схему естественного прикорма, сами того не осознавая. Это особенно часто происходит со вторым и последующими детьми. Дети обожают копировать своих старших братьев и сестер. Малыш отказывается от детского пюре, но старается схватить пищу с тарелок других детей и счастлив, что ест самостоятельно — так же, как его взрослый брат или сестра.
Как начать вводить естественный прикорм?
Если вы хотите попробовать естественный способ введения прикорма, предложите своему ребенку пальчиковую еду, подходящую ему по возрасту. Лучшее время для этого – когда вы и остальные члены семьи едите. Это прекрасная возможность для малыша присоединиться к вам за столом. Самый простой вариант пальчиковой еды для малышей – это кусочки в виде тонких ломтиков или такие, которые легко взять руками, например, вареные соцветия брокколи. Это объясняется тем, что когда ребенок первый раз пробует новые продукты, он еще не умеет брать предметы, зажимая их между большим и указательным пальцами. Этот навык разовьется в течение следующих нескольких месяцев. А пока малыш может только сжимать пищу в кулачках. Сначала ваш ребенок может просто играть с едой. Он может хватать пищу, сжимать ее в кулачке и пытаться ее сосать. Продолжайте кормить малыша грудью или молочной смесью между приемами пищи. Постепенно он будет есть все больше «взрослой» пищи, а количество кормлений молоком начнет уменьшаться.
Каковы преимущества естественного прикорма?
Естественный способ введения прикорма позволяет ребенку самостоятельно изучать пищу. Это значит, что он с самого начала может справляться с продуктами различной консистенции. Большинство родителей, которые уже попробовали естественный способ введения прикорма, в восторге от его достоинств. Они говорят, что их дети едят абсолютно все. Это помогает им избавиться от страха перед введением в детский рацион твердых продуктов. Но несмотря на то, что есть множество частных примеров применения естественного способа введения прикорма, официальных научных исследований по этому поводу очень мало.
Одно исследование показало, что дети, которым разрешали кормить себя самим с самого начала введения прикорма, более охотно:
babyvcentre.ru
Естественный прикорм: почему?
В данной статье мы хотим поделиться размышлениями о том, почему естественный прикорм для ребенка более предпочтителен и почему он является естественным партнером грудного вскармливания.
Давайте для начала остановимся на терминологии и определимся, какое значение мы вкладываем в понятие «естественный прикорм». К слову сказать, данный термин не имеет строгого научного определения. В широком смысле, под ним подразумевается введение прикорма, являющееся для малыша более естественным, физиологичным, таким, к которому ребенок шел эволюционно на протяжении тысячелетий. Последние годы термин этот получил широкое распространение в мире в противовес прикорму, рекомендуемому педиатрами (строгий учет веса съеденного, точное время кормления, гомогенизированная консистенция пищи).
Ввиду отсутствия точной терминологии, кто-то называет естественным педагогический прикорм, для кого-то идеи Baby Led Weaning являются более естественными, а кто-то вырабатывает собственную систему, естественную для своей среды проживания, своих семейных традиций и своей ниши питания.
Тем не менее, даже не имея четкого определения, мы попытаемся выделить основные черты естественного прикорма.
Его главными идеями, на наш взгляд, являются следующие:
1. Естественный прикорм не вытесняет грудное вскармливание, не замещает его, а параллельно идет рука об руку с ГВ, дополняя его.
2. Основная цель естественного прикорма – ознакомительная, адаптивная. Ребенок постепенно знакомится и приучается есть те продукты, которыми он будет питаться в дальнейшем.
3. Ребенок является активным участником процесса питания.
4. Организм ребенка дозрел, малыш проявляет интерес не к столовым приборам, а к еде.
5. Полное исключение «насилия», даже в виде игр.
Список можно продолжить, да и любой из этих пунктов можно расширить и по каждому написать отдельную статью. Но наша цель не в этом. Мы хотим рассмотреть, почему именно естественный прикорм является наиболее предпочтительным для ребенка.
Начнем с грудного вскармливания. Это первый вид естественного питания, с которым сталкивается большинство новорожденных. Буквально с первых минут рождения малыш учится насыщать себя. Самоприкладывание (природное прикладывание) – термин все чаще звучащий последние годы из уст консультантов по ГВ. Что это - новомодное веяние? Да, нет - навык, имеющий тысячелетнюю историю. Новорожденный, лежащий на животе у мамы, может добраться до груди, отыскать сосок по запаху и приложиться. Этим навыком обладали новорожденные и 100 лет назад, и 500, и 1000. Обращаем ваше внимание, что только что родившийся ребенок в состоянии проделать это все самостоятельно практически без помощи матери. Чаще всего именно в этом положении, без постороннего вмешательства захват получается идеальным для малыша.
Далее он учится самостоятельно добывать молоко, контролировать силу захвата, регулируя тем самым количество получаемого молока, учится слушать свое тело, различая сигналы голода и насыщения. Малыш учится самостоятельно контролировать время питания и даже состав молока, учится выбирать темп его поглощения. Последние десятилетия консультанты по ГВ и медицинские организации большинства стран мира сходятся во мнении, что кормление грудных детей должно происходить по сигналам ребенка (более распространенный термин в русскоязычной среде – «по требованию»), ведь ребенок лучше любого врача знает, когда он голоден, а когда насытился. Здесь не может быть никаких временных ограничений (в то же время, 30-40 лет назад педиатры рекомендовали держать ребенка у груди не более 15 минут и кормить не чаще, чем раз в 3 ч). При кормлении по сигналу, ребенок является активным участником процесса питания с самого рождения.
Почему же, по мнению некоторых «экспертов», все должно измениться ровно в 6 месяцев?
Здравый смысл подсказывает, что если за первые 6 месяцев жизни ребенок прекрасно сумел овладеть наукой питания из груди, научился слушать и слышать сигналы своего тела, то и в дальнейшем легко сумеет справиться со вторым этапом процесса питания – адаптацией ко взрослому столу. Естественный прикорм подразумевает именно постепенную адаптацию с продолжением наблюдения за сигналами ребенка. Когда мать кормит грудью по сигналу, она позволяет ребенку установить подходящий ему самому режим кормлений. Мать и ребенок едины в своей системе общения, они доверяют друг другу. Таким образом, постепенно складывается гибкая, но предсказуемая модель отношений, возникающая на основе потребностей и особенностей характера самого ребенка. Именно такая система отношений не даст матери пропустить готовность своего малыша к введению прикорма. Физическая готовность – важный критерий естественного прикорма. Не возраст ребенка играет роль, а именно его физическая готовность (ребенок умеет сидеть, умеет брать предметы, ослабел защитный и рвотный рефлекс, проявляется яркий пищевой интерес). Согласитесь, крайне нелепо выглядит рекомендация начинать прикорм в определенном возрасте, не учитывая особенности развития малыша. В 5 месяцев и 30 дней ребенок еще не был готов к приему пищи, а прошла ночь, исполнилось ровно 6 месяцев и утром ребенок вдруг показал полную готовность по всем признакам. Так бывает только в книгах. В жизни дети развиваются в индивидуальном темпе и готовность к получению твердой пищи наступает в разном возрасте. Например, у детей склонных к аллергии, готовность принимать твердую пищу появляется позже в результате действия встроенного защитного механизма, и мы не можем это не учитывать. Предлагая ребенку познакомиться с твердой пищей после дозревания систем его организма (нервной, ферментативной и т.д.), мы следуем его физиологии, естественному ходу событий.
Неоспоримым плюсом кормления грудью по сигналу является практическое отсутствие в будущем риска переедания, и, как результат, – ожирения. Когда мама видит первые признаки голода у малыша (он поворачивает голову, открывает ротик и т.д.) и не ждет, пока ребенок заплачет, малыш, в свою очередь, учится распознавать эти ранние признаки, слышать себя. В будущем это поможет ему чувствовать первые признаки голода во взрослом возрасте, не заглушать их. Ведь в момент сильного голода пищи съедается значительно больше. Выходит, что при помощи ГВ малыш учится питаться твердой пищей более здоровым способом, прислушиваясь к себе. При введении прикорма естественным способом он сможет попробовать то количество пищи, к которому будет готов, и остановится в момент утраты интереса к еде или в дальнейшем – в момент насыщения.
Адаптивная функция естественного прикорма также играет немаловажную роль и берет свое начало в грудном вскармливании. Женское молоко может менять состав в течение суток и даже в течение одного кормления. Кроме состава может меняться и его вкус. Ребенок с рождения привыкает чувствовать в молоке матери разные оттенки. При введении естественного прикорма у него есть возможность не только продолжить изучение вкусов, но уже и консистенции пищи. В отличие от 100 гр. пюре из кабачка при педиатрическом прикорме, ребенок может пробовать микродозы различных продуктов из маминой тарелки в педагогическом прикорме, либо самостоятельно выбирать понравившуюся пальчиковую еду при Baby Led Weaning. Ребенок продолжает оставаться активным участником процесса питания, как и при грудном вскармливании.
Прием пищи – это процесс получения радости. При насыщении мы ощущаем чувство спокойствия, умиротворения и расслабленности, наслаждаемся вкусами. При естественном прикорме отсутствуют «пляски с бубнами» перед малышом в момент кормления. Родителям не нужно уговаривать съесть еще ложечку «за маму, за папу и за всех родственников». Когда малыш ест не потому что голоден, а потому что его заставляют (пытаясь впихнуть нужные педиатру 100 гр.), все удовольствие от еды пропадает. Ему мешают понять, что есть приятно. Невозможно наслаждаться чем-то по чужому велению.
Образно говоря, прикорм не вводят родители. Малыш, являясь активным участником процесса питания, сам расширяет свой рацион. При введении естественного прикорма можно не готовиться к новому этапу жизни малыша как-то специально. Просто нужно брать ребенка с собой за стол во время приема пищи. В подходящий момент малыш сам начнет требовать или сразу брать еду из вашей тарелки. Он будет обсасывать ее, облизывать, давить деснами, глотать, просить добавку или выплевывать ее. Так и происходит переход от исключительно грудного вскармливания к общему столу естественным способом. Приблизительно таким он, вероятнее всего, был и 100, и 1000 лет назад. С трудом можно представить себе маму 500 лет назад, гоняющуюся за ребенком с ложкой, под мультики и «самолетики», маму, которая специально готовит ребенку отдельную пищу, перетирает ее блендером и взвешивает на весах, а ребенок при этом покорно сидит в высоком стульчике и ждет очередную ложку кабачка…
Вместе с тем, мы хотели бы подчеркнуть, что каждый родитель имеет право на собственную точку зрения в вопросах введения прикорма. Мы ни в коем случае не агитируем всех вводить прикорм естественным способом, отказываться от пюрированного и баночного питания или игнорировать рекомендации вашего педиатра. Но хотим акцентировать ваше внимание, что ключевые моменты естественного прикорма (физическая готовность ребенка; порции, не замещающие ГВ; отсутствие насилия и т.д.) можно применять и при педиатрическом прикорме.
Хоменко Юлия,консультант по грудному вскармливанию,
эксперт Проекта ПроГВ,
член Правления СППМ
sppm.su
Естественный прикорм – набираем обороты.
В прошлый раз мы поговорили о том, с чего начинается естественный прикорм ребенка. Спустя несколько месяцев после начала прикорма, адаптационный период прикорма (т.е. период, когда малыш и его организм адаптируются в новому для него способу питания) переходит в энергетический. Другими словами – малыш начинает получать энергию из пищи, начинает наедаться собщего стола.

подано на столе, а потом выбирает что-то одно и на остальное уже не смотрит.
Причем в каждый новый приём пищи это могут быть совершенно разные продукты! Взрослый, находящийся с малышом за столом, отвечает на потребность и позволяет съестьвыбранного продукта в объёме не более одной столовой ложки.
Максимальный объём порции, съедаемой за один прием пищи достигается к году и составляет до двух столовых ложек.
Сделаю тут важное отступление – объем пищи, который может хорошо обработаться пищеварительными соками и максимально эффективно усвоиться, равен размеру нашего кулака. Этоправило касается и малышей, и детей постарше, и взрослых.
Размер кулачка малышка как раз примерный объём одной-двух столовых ложек. Ферментная активность пищеварительных соков еще низкая по сравнению со взрослым человеком, и их объём невелик. Именно такое небольшое количество пищи максимально хорошо перерабатывается и усваивается организмом малыша. Можно предположить, что всё съеденное сверх возможностей пищеварительной системы будет выведено из организма с каловыми массами как балласт, или в болеесерьёзных случаях в виде рвоты. С точки зрения физиологии пищеварения очень правильно с самого начала, когда формируются пищевые привычки, привыкнуть есть часто и маленькими порциями. В таком случае запускается правильный механизм потребления пищи и задаётся
определённый правильный ритм работы пищеварительного конвейера
. Интересный факт: если пища попадает в организм небольшими порциями и регулярно, то исключается так называемый «голодный стресс». Этот стресс способствует образованию запасов питательных веществ «на всякий голодный случай», а в тяжёлых случаях, когда стресс постоянный, может привести к патологическим изменениям в работе в работе ЖКТ,сбою в работе системы пищеварения, болезням.
Что еще важно помнить – не каждый приём пищиу ребёнка на этом этапе будет энергетическим.
Малыш будет хотеть наедаться «взрослой» пищей один-два раза в сутки, а может и не каждый день. Довольно большая часть посещения общего стола может вызывать разочарование у мамы – ребенок будет продолжать только пробовать в небольших объёмах, как это было на первом этапе прикорма. В большинстве случаев к году умалышей бывает один или два приёма пищи, когда будет съедаться ЭЗК продуктов.
На этапе энергетического прикорма ребенок учится прислушиваться к своим пищевым и энергетическим потребностям (не переедать, есть только тогда, когда хочется), интуитивно определять вид продукта, наиболее необходимый его организму на сегодняшний день (поэтому доверяйте своему малышу, когда в один день он предпочтет поесть только картошки, а в другой – только рыбу или помидор) и слушаться маму – ведь именно она решает, как сегодня выглядит менюсемьи, какие продукты можно, а какие нельзя есть малышу, и регламентирует поведение за столом.
Существуют так называемые эры питания, когда ребёнок в определённый период выбирает преимущественно продукты из одного группы. Это могут быть продукты, богатые жирами, либо белками, либо углеводами, или даже какой-то один вид продукта: мясо, макаронные изделия, яблоки, яйца и так далее. Длительность эр питания – от двух недель до двух месяцев. Родители поступают ошибочно, если пытаются совсем убрать из рациона тот продукт или группу продуктов, которые ребёнок предпочитает. Важно понимать, что в этом период жизни ему нужен именно этот тип питания, именно такие продукты. Вероятно, идёт пополнение запасов организма или восполнение недостатков по каким-то веществам. С другой стороны, не верно, если родители стараются всё время предлагать, то есть ставить на стол любимые продукты – лишь бы поел сейчас. Мама должна создавать некий ажиотаж вокруг вожделенного блюда. Помним – у родителей нет цели накормить ребенка, эта цель малыша накормить себя. Очень распространённая ситуация, когда семья сожалеет, что когда ребенку было 10-11 месяцев, то он охотно ел, например мясо, а теперь в год-и-пять совсем не хочет мяса, практически стал вегетарианцем. Переживать не надо, малыш прошёл определённый этап, он знаком с мясной пищей, его организм хорошо её переваривает, а сейчас у его организма другие потребности. Ошибочно настаивать и уговаривать съесть какие-то продукты «ты же это любишь!» или пытаться прятать продукты-аутсайдеры в смешанные блюда. Это не значит, что нельзя пробовать готовить новые блюда, просто не нужно всё свое сознание сосредотачивать на том,чтобы любой ценой вложить в малыша нужные вещества.
Так же нужно учитывать, что у каждого ребенка есть свой ритм и график знакомства с теми или иными продуктами. Кто-то с одинаковым интересом сразу пробует и овощи, и фрукты, и мясо, и каши. Кто-то сначала равнодушен к мясу, а потом может наоборот начать есть только его. Кто-то из детей может отказываться от сырых овощей и есть только вареные. Или наоборот. Так или иначе, родители могут просто иметь в голове эти особенности ребенка, но ни в коем случае не пытаться заставлять егоесть нелюбимый продукт и не проводить «воспитательных» бесед на эту тему.
Когда ребёнок начинает регулярно питаться энергетически значимыми порциями, тостановится важным соблюдение ритма питания
. Особое значение приобретает регулярность приёмов пищи и режим дня в целом. Для формирования ритмичности внутри маленького тела важна внешняя ритмичность происходящего вокруг, предсказуемость и некая консервативность жизни в семье: спокойность, благожелательность, умеренные эмоциональные нагрузки – это лучшая среда для формирующейся нервной системы, для активно растущего и созревающегомозга.
Рекомендуемый ритм состоит из 6-7 приёмов пищи в течение дня: три основных трапезы (завтрак, обед, ужин – когда за столом может собираться вся семья) и три-четыре дополнительныхнебольших трапезы, состоящих из фруктов-овощей, чаепития или лёгких закусок.
К чему сводится роль родителей на этапе энергетического прикорма? Мама продолжает следить за реакцией малыша на потребляемую пищу. Пищеварительная система становится к возрасту 12-14 месяцев всё более адаптированной, пища активно переваривается, но возможность проблемы от большого объёма съеденной за раз пищи всё еще остаётся. Рекомендуется переключать малыша на другие виды продуктов, если, по мнению взрослого, ребёнок уже съел достаточно много какого-то выбранного им одного продукта. При отказе есть что-то другое лучше закончить с трапезой (трапезой малыша, а не мамы) ивывести малыша из-за стола.
Но основная задача этапа энергетического прикорма – это поддержание пищевого
интереса
. Не давайтеребенку есть, если он не просит.
Без лишней необходимости не предлагайте еду сами. Вы можете аппетитно жевать в его присутствии или просто сообщить ему, что садитесь завтракать. Пусть он самостоятельно и трезво оценит свое самочувствие: голоден ли он? готов ли сейчас съесть мамину кашу? его организму нужна каша или мясо или яблоко? будет онзапивать еду водой или маминым молоком?
Если ребенок проявил желание – взяли за стол, положили ему небольшую порцию, ровно такую, какую он точно съест. Если все съел и захотел еще – щедро добавили столовую ложку еды. Если малыш решил закончить прием пищи, не доев – не настаивайте, не уговаривайте, просто уберите тарелку и позвольте ребенкузаняться другими делами.
После того как малыш многое попробовал и познакомился с самим процессом питания, может произойти снижение или даже потеря пищевого интереса. Причина проста: ребёнок продолжает находиться на достаточно большом объёме жидкого питания (грудное молоко или смесь), то есть голода как такового он не испытывает, а интерес к пище с общего стола постепенно удовлетворяется и исчезает. Если не поддерживать пищевой интерес, то родители могут столкнуться со следующей проблемой: раньше всё, что давали, ел и ел с удовольствием, и уже большие порции, а теперь ничего невозможно в него вложить – закрывает рот, плюётся, убегает. Малыш бодр, весел,ничего не меняли.
Есть несколько способов поддержания пищевого интереса:
– совместная трапеза с другими членами семьи;
– ограничения по времени самого приёма пищи;
– ограничения объёма пищи, поданной на стол – ограничение пищи в объёме происходит только до года, после года мы начинаем ограничивать уже просто объём пищи, выставленной на столе для текущей трапезы, можно попросить добавку, и это касается всех членовсемьи;
– подчеркивание ценности пищи;
– ограниченный доступ к продуктам в перерывах между приемами пищи;
– максимально разнообразный рацион питания и использование разных способов приготовленияпищи;
– одобрение правильных действий ребенка.
На втором, энергетическом, этапе введения прикорма малыш совершенствует навыки правильного поведения за столом, учится самостоятельно захватывать пищу ложкой, пользоваться по назначению тарелкой ивилкой. На этом этапе у ребенка появляется отдельное место за столом.
Признаки готовности к получению этой привилегии:- малыш освоился в обращении с собственной тарелкой, ложкой, вилкой и чашкой;
- не скидывает со стола столовые предметы;
- не переворачивает тарелки и чашки;
- умеет правильно избавляться от пищи, в случае необходимости (выплюнуть в салфетку,
а не на пол, например).
которые приняты в семье.
Последний этап прикорма – переходный начинается примерно через год после начала введения прикорма. На этапе переходного питания малыш ест полностью как взрослые. Единственное отличие – он по-прежнему не в силах выдержать длительные трапезы. Его норма – 10-15 минут и есть он может не только сидя, но и стоя на стуле или убегая и снова возвращаясь на кухню к своей тарелке. Такая активность совершенно нормальна для деток примерно до 5 лет. Грудное вскармливание на этом этапе (как и в дальнейшем) несет уже не питательную функцию, а защитную (обеспечиваяподдержку иммунитету) и психологическую.
Автор статьи Татьяна Арбзова @shakti_osher.
instamam.ru
Естественный прикорм
Что такое Естественный прикорм или правильный подход к введению прикорма?
Все больше и больше родителей обращаются к подходу «Естественный прикорм» как прекрасный метод отлучения от грудного кормления и введения твердой пищи для ребенка. Некоторые родители предпочитают предложить своим детям протертую пюреобразную пищу, в то время как другие предпочитают, начинать прикорм с продуктов со стола, ориентируясь на таблицу введения продуктов в рацион питания малыша.
В каком возрасте лучше всего вводить естественный прикорм и начинать отлучать от груди?
Детям должно быть не менее 6 месяцев, если хочется использовать метод «Естественный прикорм» и вводить взрослую пищи. Ребенок должны быть в состоянии сидеть без посторонней помощи, потерял рефлекс выталкивание языка и должен быть в состоянии схватить и удержать продукты питания.
Что такое естественный прикорм?
Так что же такое естественный прикорм младенца, как относится к твердой пище? Короче говоря, естественный прикорм пропускает период кормления ребенка жидкими пюре, а также кормление ребенка ложкой.
Детский естественный прикорм означает предлагать ребенку продукты, которые являются мягкими по природе или после приготовления и разрезанные на мелкие части. Можно предложить ребенку большой кусок яблока, который он может легко держать и грызть или полную миску яблок, порезанной на мелкие части. Эти продукты даются ребенку, чтобы он кушал самостоятельно без использования ложки. Родителям необходимо только приготовить продукт к употреблению ребенком, порезать, сварить или протереть и предложить, а все остальное делает сам ребенок. Важно, что ребенок должен быть под контролем взрослых, что и как он кушает, но не нужно кормить его на самом деле, помещая пищу в рот!
Как и при грудном вскармливании по требованию, естественный прикорм является способом введения твердой пищи, который позволяет ребенку самостоятельно решить, что, когда и сколько кушать.
При естественном прикорме мама просто дает ребенку еду, а затем не вмешивается?
Многие люди, которые следуют естественному прикорму считают, что не должно быть никакого вмешательства со стороны родителя. Это распространенное заблуждение, и тут необходимо уточнить. Многие родители недоумевают, «как я могу просто дать детское питание, а затем не помочь ей съесть его или не покормить?».
При естественном прикорме родители должны понимать, что, несмотря на то, что поощряемый ребенок самостоятельно прокладывает свой путь к твердой пище, родители должны понимать, что помощь с их стороны все же понадобиться. Следить за ребенком, как он экспериментирует с едой и в случае необходимости, показать ему, как поднести еду ко рту, но не кормить.
Родители не кормят ребенка с ложечки, он питается самостоятельно. Когда настало время для введения твердой пищи и отлучения ребенка от груди, то родителям при естественном прикорме достаточно комфортно чувствовать себя в способах введения и продуктах питания, подходящие по возрасту ребенку.
Большинство здоровых детей кушает только необходимое количество продуктов, которые им нужны. Многие люди, которые выступают за естественный прикорм считают, что младенцы, которые самостоятельно питаются на ранней стадии могут лучше контролировать свой организм.
Не опасно ли пропустить стадию жидких пюре и начать с продуктов?
Ответ на поставленный выше вопрос и да, и нет. Если твердая пища введена в возрасте от 6 месяцев, то ребенок может легко принять новые продукты. С другой стороны, если прикорм начинается в возрасте от 4 до 6 месяцев, крайне маловероятно, что ребенок сможет обработать такую пищу. Также необходимо убедиться, что продукты, которые предлагаются ребенку не представляют опасность удушья.
А еще следует иметь в виду, что все дети разные, и будут кушать продукты, в виде кусочков в своем собственном темпе.
Только родитель может решить, введение какого прикорма подходит ребенку. Однако младенцы отстающих в развитии, не должны отлучатся от груди раньше времени, так как это может привести к дефициту питательных веществ. ОБСУДИТЬ этот способ следует с педиатром.
Не боимся и добавляем меня в ВК и Одноклассники!
Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта
«Энциклопедия Детское питание»!
Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D) Подписывайтесь на сайт, комментируйте, делитесь в соц.сетях.
На нашем сайте Энциклопедия Детское питание есть полезная информация по питанию ваших детей, которая пригодится для каждого, причем мы обновляем сайт «Энциклопедия Детское питание» постоянно и стараемся искать и писать только отличную, проверенную и нужную вам и вашим детям информацию.
Банано-яблочное пюре Банановое пюреГречневая кашаГречневая каша с абрикосамиГречневая каша с бананомГречневый пловЗапекание цветной капустыЗапеченная морковьКомпот из сухофруктов, запаренных в термосе» для ребенка старше 8 месяцевКукурузная кашаКукурузная каша с грушейКукурузная каша с тыквойКукурузная каша с тыквой и морковьюКукурузная каша с яблоком и морковьюКурица с морковью, сладким перцем и картофелемМорковно- картофельное пюреМорковно-рисовая запеканкаМорковь с курицейМухоморы из яиц и помидоровОвощное пюре из цветной капусты и морковиОвсяная кашаОмлет в пакете Персиковое пюреПюре из брокколи (цветной капусты)Пюре из голубикиПюре из грушиПюре из груши, тыквы и персикаПюре из индейки Пюре из кабачкаПюре из курицы, моркови, картофеля, яблока и гороха Пюре из морковиПюре из моркови, картофеля, брокколи с сыромПюре из моркови, тыквы, яблока и черносливаПюре из моркови, яблока и картофеляПюре из репы и морковиПюре из тыквыПюре из цветной капусты и картофеляПюре из цветной капусты и рисаПюре из цветной капусты, зеленого гороха и кабачкаПюре из цветной капусты, яблок и кабачкаПюре из цуккиниПюре из черникиПюре из яблок, тыквы, моркови и немного карриПюре из яблока, персика и бананаПюре морковь с тыквойРисовая кашаРисовая каша из цельного зернаРисовая каша с морковьюРисовая каша с тыквойРисовая каша с яблокамиРисовая каша с яблоком и грушейРисовая каша с яблоком и тыквойСуп из цветной капустыЯблочное пюре
Page 2
Человеческая раса давно поняла, что приготовление мяса на огне защитит их от различных паразитов. С тех пор приготовление пищи переросло на все виды продуктов питания и теперь считается искусством. Обычная еда не включает много сырых продуктов, за исключением листового салата. Предлагаем рассмотреть 10 преимуществ сыроедения. Я не предлагаю перейти полностью на сырые продукты, но постараться хотя бы летом всю свою семью, особенно детей, кормить больше свежими фруктами и овощами, с минимальной термической обработкой.
1. Свежие продукты лучшего качества, поэтому их едят меньше, чтобы удовлетворить свои потребности в питании. Термическая обработка уменьшает витамины, повреждает белки и жиры и разрушает ферменты, которые обычно приносят пользу пищеварению. Если процент сырых продуктов увеличивается в рационе питания, то начинаешь чувствовать себя удовлетворенным и потреблять больше энергии при минимальном количестве продуктов, потому что сырая пища имеет огромное количество воды, питательных веществ и клетчатки для удовлетворения потребностей всего организма.
2. Сырые продукты имеют больше вкуса, чем приготовленные продукты, поэтому нет необходимости добавлять соль, сахар, специи или другие приправы, которые могут раздражать систему пищеварения или стимулировать нервную систему.
3. Сыроедение требуют мало времени для приготовления, поэтому тратится меньше времени на кухню. Даже ребенок в возрасте от 5 до 6 лет может приготовить большинство сырых продуктов на завтрак, обед или ужин. Это позволяет детям чувствовать себя значимыми и независимыми.
4. Сыроедение позволяет жить без ожогов. Ведь при приготовлении пищи почти всегда можно обжечься об кастрюлю или горячую пищу. Маленьким детям это очень сильно не нравиться, приходится остужать их пищу до комнатной температуры, это время и определенные нервы. Сыроедение позволяет легко накормить сытно ребенка без ожогов рук или языка.
5. Уборка после сыроедения — это легко. Никакого масла на холодильнике или плите. Никакой долгой уборки с оттиранием жирных пятен от стен. Все несъедобное от сырых фруктов или овощей идет в мусорное ведро.
6. Употребление в пищу сырых продуктов может предотвратить многие хронические заболевания, включая сердечные заболевания и рак. Помним, что приготовление пищи создает свободные радикалы, которые являются основной причиной рака. Когда уменьшается количество свободных радикалов в питании, снижается риск развития рака.
7. Сыроедение может защитить от острых заболеваний, таких как простуда, грипп, корь и т.д. Сырые продукты могут поддерживать здоровый иммунитет, который предотвращает проникновение болезни в организм.
8. Изжога, газообразование и запоры станут болезнями прошлого. Правильное сочетание сырой пищи, позволит избавиться легко и постепенно от изжоги, газообразования или запора.
9. Сыроедение является экологически безопасным. С человечеством на диете их сырых продуктов, пищевая промышленность закрыла бы магазин и занялась органическим садоводством. Это спасло бы огромные природные ресурсы, используемые для производства энергии для этих отраслей. Ядерная энергия явно не нужна. И сколько деревьев можно было бы сохранить без необходимости в бумаге и пластмассовых упаковках, используемых для обработанных продуктов. Также было бы меньше загрязняющих веществ, выпущенных в атмосферу, когда прекратилось приготовление пищи, и больше кислорода было произведено из новых садов и огородов, что помогло бы замедлить глобальное потепление.
10. Употребление сырья экономит деньги — на питание, витамины, кастрюли и сковородки, приборы, счета врачей. Фрукты, орехи и овощи, являются целыми, свежими и сырыми, наполнены жизнью и могут передавать свою жизненную силу непосредственно человеку.
10 преимуществ сыроедения озвучены, но это не значит, что сразу и срочно необходимо переходить на употребление сырых продуктов. Главное понять простую вещь, лето прекрасная пора, когда можно меньше готовить и больше питаться свежими фруктами и овощами. Можно немного изменить свое меню в пользу сырых овощей и фруктов, позволить детям выбирать между супом и персиком в пользу свежего фрукта. Обязательно к любой термически обработанной пище прибавлять свежие овощи. Немного практики и усердия позволять лучше себя чувствовать и стать на путь правильного питания.
Не боимся и добавляем меня в ВК и Одноклассники!
Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта
«Энциклопедия Детское питание»!
Не забывайте сохранять нас в закладках! (CTRL+SHiFT+D) Подписывайтесь на сайт, комментируйте, делитесь в соц.сетях.
На нашем сайте Энциклопедия Детское питание есть полезная информация по питанию ваших детей, которая пригодится для каждого, причем мы обновляем сайт «Энциклопедия Детское питание» постоянно и стараемся искать и писать только отличную, проверенную и нужную вам и вашим детям информацию.
Банано-яблочное пюре Банановое пюреГречневая кашаГречневая каша с абрикосамиГречневая каша с бананомГречневый пловЗапекание цветной капустыЗапеченная морковьКомпот из сухофруктов, запаренных в термосе» для ребенка старше 8 месяцевКукурузная кашаКукурузная каша с грушейКукурузная каша с тыквойКукурузная каша с тыквой и морковьюКукурузная каша с яблоком и морковьюКурица с морковью, сладким перцем и картофелемМорковно- картофельное пюреМорковно-рисовая запеканкаМорковь с курицейМухоморы из яиц и помидоровОвощное пюре из цветной капусты и морковиОвсяная кашаОмлет в пакете Персиковое пюреПюре из брокколи (цветной капусты)Пюре из голубикиПюре из грушиПюре из груши, тыквы и персикаПюре из индейки Пюре из кабачкаПюре из курицы, моркови, картофеля, яблока и гороха Пюре из морковиПюре из моркови, картофеля, брокколи с сыромПюре из моркови, тыквы, яблока и черносливаПюре из моркови, яблока и картофеляПюре из репы и морковиПюре из тыквыПюре из цветной капусты и картофеляПюре из цветной капусты и рисаПюре из цветной капусты, зеленого гороха и кабачкаПюре из цветной капусты, яблок и кабачкаПюре из цуккиниПюре из черникиПюре из яблок, тыквы, моркови и немного карриПюре из яблока, персика и бананаПюре морковь с тыквойРисовая кашаРисовая каша из цельного зернаРисовая каша с морковьюРисовая каша с тыквойРисовая каша с яблокамиРисовая каша с яблоком и грушейРисовая каша с яблоком и тыквойСуп из цветной капустыЯблочное пюре
pitaniedetskoe.ru