Техника подмывания новорожденного


«Сестринское дело в педиатрии» для сдачи экзамена по допуску лиц, не завершивших

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Подмывание новорожденного и грудного ребенка.

Показания:

- соблюдение гигиены тела;

- удовлетворение универсальной потребности ребенка «быть чистым»;

- формирование навыков чистоплотности.

Оснащение:

- проточная вода (t 37-380С);

- полотенце или мягкая пеленка;

- стерильное растительное масло или детская присыпка;

- чистое белье, расположенное на пеленальном столике;

- резиновые перчатки;

- емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.

Обязательные условия:

- подмывать после дефекации обязательно;

- подмывать только под проточной водой;

- после каждого мочеиспускания ребенка не подмывать.

Этапы

Обоснование

Подготовка к процедуре

Информировать маму о правильном проведении

процедуры.

Обеспечение правильного ухода за ребенком.

Подготовить необходимое оснащение.

Достижение четкости проведения процедуры.

Отрегулировать t воды в кране, проверить её

запястьем.

Предупреждение ожогов ребенка.

Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

Обеспечение инфекционной безопасности

Снять с ребенка запачканную одежду и сложить в

мешок для грязного белья.

Подготовить ребенка к процедуре предупреждение загрязнения окружающей среды.

Выполнение процедуры

Положить ребенка на левое предплечье и кисть руки.

Наиболее удобное положение при данной

процедуре.

Подмыть под проточной водой.

Помнить! Девочек подмывать только движениями

спереди назад.

Предупреждается «восходящий» путь попадания

инфекции в мочеполовую систему девочки.

Завершение процедуры

Уложив ребенка на пеленальный столик, полотенцем или мягкой пеленкой промокательными движениями

осушить кожу.

Обеспечение безопасности и гигиенического

комфорта, уменьшение опасности переохлаждения.

Смазать паховые, ягодичные складки стерильным

растительным маслом или припудрить присыпкой.

Профилактика опрелости.

Запеленать (одеть ребенка).

Обеспечение комфортного состояния.

Снять перчатки, вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

Применение грелок для согревания новорожденного.

Цель:

- обеспечить нормальную температуру тела недоношенного новорожденного.

Оснащение:

- резиновые грелки 3 шт.;

- вода 60-70 град;

- пеленки 3 шт.;

- одеяло и теплая пеленка.

Этапы

Обоснование

Подготовка к процедуре

Объяснить маме (родственникам) цель и ход

выполнения процедуры.

Обеспечение правильного ежедневного ухода за

ребенком.

Подготовить необходимое оснащение.

Обеспечение четкости выполнения процедуры.

Заполнить грелку горячей водой 60-700С на 1/3 или

2/3 объема.

Сухое тепло усиливает кровообращение,

способствует согреванию.

Вытеснить воздух из грелки, нажав на нее рукой,

плотно закрыть пробкой.

Обеспечение безопасности пациента.

Опрокинуть грелку горловиной вниз и убедиться в её герметичности.

Предупреждение ожога кожи.

Аналогичным способом приготовить еще 2 грелки.

Ребенка необходимо обложить с 3 сторон.

Обернуть каждую грелку пеленкой, сложенной в 4

слоя.

Предупреждение местного перегрева, ожога кожи.

Выполнение процедуры

Уложить 2 грелки на расстоянии примерно 10см.

от ребенка завернутого в одеяло. Вдоль туловища с

обеих сторон к ногам положить грелку с водой

+400С через пеленку.

Предупреждение загрязнения значительных

участков тела.

Накрыть ребенка одеялом (температура воздуха под одеялом должна быть 28-30град.)

Создание «тепловой зоны».

Смену воды в грелках проводить по мере её

остывания поочередно.

Предупреждение резкого перепада t,

окружающей ребенка среды.

Завершение процедуры

Вылить из грелок воду, обработать их наружную

поверхность дезинфицирующим раствором,

вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

Уход за ногтями ребенка.

Показания:

- поддержание личной гигиены;

- расчесывание кожных покровов, их инфицирование.

Оснащение:

- ножницы с закругленными или загнутыми концами;

- 70%этиловый спирт;

- лоток для обработанного материала.

Обязательное условие:

- ногти подстригать по мере отрастания, но не реже одного раза в 7-10 дней.

Этапы

Обоснование

Подготовка к процедуре

Объяснить маме (родственникам) цель и ход

выполнения процедуры.

Обеспечение правильного ежедневного ухода за

ребенком.

Подготовить необходимое оснащение.

Обеспечение четкости выполнения процедуры.

Вымыть и осушить руки, надеть перчатки,

обработать режущую часть ножниц ватным

тампоном, смоченным в спирте.

Обеспечение инфекционной безопасности.

Удобно зафиксировать ребенка у себя на руках.

Предупреждение травмирования ребенка во время процедуры.

Выполнение процедуры

Подстричь ногти ребенка:

- на руках округло;

- на ногах прямолинейно.

Предупреждение вырастания ногтей.

Завершение процедуры

Уложить в кроватку.

Обеспечение безопасности ребенка.

  1. Отчет

    ... экзамена по специальности. К итоговой государственной аттестации допускаются лица ... завершено не менее года назад. По ... сдаче итогового междисциплинарного экзамена по специальности 060109 Сестринское дело ... «Сестринское дело в педиатрии» для преподавателей ...

  2. Документ

    ... по специальности «060109 Сестринское дело» Послевузовское профессиональное образование Интернатура и (или) ординатура по специальности «Управление сестринской ...

  3. Документ

    ... Для спец.: 0406-Сестринское дело в педиатрии ... для лиц ... сдачи ... по организации и проведению эксперимента по введению единого государственного экзамена ... Газификация Лечинкая завершается // Кабард.- ... занятие не для робких ... В науке нельзя допускать ошибки: [О ...

  4. Документ

    ... по врачебным и сестринским специальностям. Разработана система допуска ... завершена успешно ... не обсуждаются. В рамках сертификационного экзамена терапевтов, хирургов, педиатров ... по сравнению с реальным положением дел по уровню КМП и не приемлемыми для ...

  5. Документ

    ... роды завершились через ... и сдачи экзамена происходили ... Любченко Л. Н. Справочник по функциональной диагностики в педиатрии. М. : Медицина ... Развитие сестринского дела в ... лиц, не желающих не только работать, но и развиваться духовно, для ... Допускалась ...

Другие похожие документы..

gigabaza.ru

Подмывание новорожденного и грудного ребенка

Цель:

— обеспечить удовлетворение универсальной потребности ребен­ка «быть чистым»;

— способствовать формированию навыков чистоплотности.

Показания:

--- загрязнение тела при дефекации и мочеиспускании;

--- смена подгузника.

Противопоказания: нет.

Оснащение:

— проточная вода (температура 37—38°С);

— марлевые салфетки;

— полотенце или мягкая пеленка;

— стерильное растительное масло или детская при­сыпка или крем под подгузник;

— чистое белье, расположенное на пеленальном сто­лике;

— резиновые перчатки;

— емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.

Обязательные условия:

— подмывать после дефекации обязательно;

— подмывать только проточной водой.

Возможные проблемы: развитие вульвитов, баланопоститов, инфекций мочевых

путей при нарушении правил подмывания.

Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
1. Информировать маму о правилах проведения процедуры Обеспечение правильного еже­дневного ухода за ребенком
2. Подготовить необходимое осна­щение Достижение четкости выполне­ния процедуры
3. Отрегулировать температуру воды в кране, проверив ее запястьем Предупреждение ожогов у ре­бенка
4. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки Обеспечение инфекционной бе­зопасности
5.Снять с ребенка запачканную одежду и сложить в мешок для грязного белья Подготовка ребенка к процеду­ре Предупреждение загрязнения окружающей среды
Выполнение манипуляции
1. Положить ребенка на левое пред­плечье и кисть руки Наиболее удобное расположе­ние при данной процедуре
2. Подмыть под проточной водой, используя марлевые салфетки Примечание: Помнить! Девочек подмывать только движениями спереди назад для предупреждения инфицирования мочевых путей. Если подмывание девочки производится с помощью влажной салфетки, менять ее после каждого движения сверху вниз. Подмывая мальчиков раннего возраста, не обнажать головку полового члена, т. к. у детей до 3-5 лет отмечается эпителиальное слипание крайней плоти с головкой полового члена     Предупреждается «восходя­щий» путь попадания инфекции в мочеполовую систему девочки
Завершение манипуляции
1.Уложив ребенка на пеленальный столик, полотенцем или мягкой пе­ленкой промокательными движени­ями осушить кожу Обеспечение безопасности и гигиенического комфорта Уменьшение опасности переох­лаждения
2.Смазать паховые, ягодичные складки стерильным растительным маслом или припудрить присыпкой или крем под подгузник Профилактика опрелостей
3.Запеленать (одеть ребенка), отдать матери или положить в кроватку Обеспечение комфортного со­стояния
4.Снять перчатки, вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной бе­зопасности

Техника проведения гигиенической ванны новорожденного и грудного ребенка

Цель:

— соблюдение гигиены тела;

— обеспечение универсальной потребности ребенка «быть чистым»;

— формирование навыков чистоплотности;

— закаливание ребенка.

Показания:

--- правильный гигиенический уход за кожей ребёнка.

Противопоказания:

--- повышение температуры тела;

--- заболевания ребёнка;

--- нарушение целостности кожных покровов.

Оснащение:

— ванночка для купания;

— пеленка для ванны;

— кувшин для воды;

— водный термометр;

— махровая или фланелевая рукавичка;

— детское мыло

— флакон с 5% раствором перманганата калия*;

— большое махровое полотенце;

— чистый набор для пеленания или одежда, распо­ложенные на пеленальном столике;

— стерильное растительное масло или детский крем;

— резиновые перчатки;

— дезинфицирующий раствор, ветошь;

— мешок для грязного белья.

Обязательные условия:

— первую гигиеническую ванну проводить после за­живления пупочной ранки;

— не купать сразу после кормления;

— при купании обеспечить в комнате температуру 22-24°С;

— определять температуру воды для купания толь­ко с помощью термометра

(не допускается определе­ние температуры воды путем погружения локтя в воду).

Техника безопасности: - не оставлять ребёнка одного без присмотра в ванночке или на пеленальном столике во избежание опасности аспирации воды или падения;

- обращать внимание на состояние ребенка, дыхание, цвет кожи, движения.

* вместо раствора перманганата калия можно использовать отвар ромашки или череды

Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
1.Объяснить маме цель и ход проведения процедуры Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком
2. Подготовить необходимое оснаще­ние Обеспечение четкости выпол­нения процедуры
3. Поставить ванночку в устойчивое положение Обеспечение безопасности проведения процедуры
4. Вымыть и осушить руки, надеть пер­чатки Обеспечение инфекционной безопасности
5.Обработать внутреннюю поверх­ность ванночки дезинфицирующим раствором Вымыть ванночку щеткой, ополос­нуть кипятком   Обеспечение инфекционной безопасности
6. Протереть пеленальный столик де­зинфицирующим раствором и поло­жить на него пеленку Обеспечение инфекционной безопасности Создание комфортных условий для ребенка
7. Положить на дно ванночки пеленку, сложенную в несколько слоев (края пеленки не должны заходить на бо­ковые стенки ванночки) Создание комфортных условий Сохранение правильного поло­жения пеленки в ванночке
8.Положить в ванну водный термо­метр Наполнить ванну водой на 1/2 или 1/3 t 36-37о C Примечание: а) при заполнении ванны водой че­редовать холодную и горячую воду; б) до эпителизации пупочной ранки купать ребенка в кипяченой или пропущенной через фильтр воде; в) проводить контроль температуры воды только с помощью термометра; г) при необходимости добавить в ванну несколько капель 5% раство­ра перманганата калия до бледно-розового окрашивания воды Профилактика ожогов у ребен­ка Обеспечение безопасности ребенка   Исключение образования водя­ного пара в большом количестве
9.Набрать из ванны воду в кувшин для ополаскивания ребенка За время купания вода в кув­шине остывает на 1-2' С и обес­печивает закаливающий эффект
10.Раздеть ребенка (при необходи­мости подмыть под проточной во­дой) Подготовка ребенка к процеду­ре
11.Сбросить одежду в мешок для гряз­ного белья Предупреждение загрязнения окружающей среды
Выполнение манипуляции
1. Взять ребенка на руки, поддержи­вая одной рукой спину и затылок, правой – ягодицы и бедра Наиболее удобная фиксация ребенка
2.Медленно погрузить малыша в воду (сначала ножки и ягодицы, за­тем – верхнюю половину туловища). Вода должна доходить до линии со­сков ребенка, верхняя часть груди остается открытой Освободить правую руку, продол­жая левой поддерживать голову и верхнюю половину туловища ребен­ка над водой Обеспечивается максимальное расслабление мышц Исключается перегревание ре­бенка Наиболее удобная фиксация ма­лыша при проведении процеду­ры Предупреждается попадание воды в слуховые ходы ребенка
3. Надеть на свободную руку «рука­вичку» (при необходимости намы­лить ее детским мылом) и помыть ребенка в следующей последова­тельности: голова (от лба к затыл­ку) – шея – туловище – конечнос­ти (особенно тщательно промыть ес­тественные складки кожи). Послед­ними обмыть половые органы и межъягодичную область Исключение травмирования кожи   Предупреждение попадания воды и мыла в глаза, уши Предупреждение переноса ин­фекции из наиболее загрязнен­ных участков кожи на другие ее поверхности
4.Снять «рукавичку» Приподнять ребенка над водой Перевернуть ребенка лицом вниз Ополоснуть малыша водой из кув­шина (вода остыла до 35-36» С) Примечание: желательно иметь помощника Достижение инфекционной бе­зопасности Уменьшение вероятности попа­дания воды в глаза и уши Обеспечение закаливающего эффекта
5.Накинув полотенце, положить ре­бенка на пеленальный столик Осушить кожные покровы промо­кательными движени-ями   Предупреждение переохлажде­ния Обеспечение безопасности ре­бенка Предупреждение появлений раздражения кожных покровов ребенка
Завершение манипуляции
1.Обработать естественные складки кожи стерильным растительным маслом или детской присыпкой Предупреждение появления оп­релостей
2. Одеть ребенка и уложить в кро­ватку Обеспечение комфортного со­стояния
3.Пеленку с пеленального стола и «рукавичку» поместить в мешок для грязного белья («рукавичку» обя­зательно прокипятить) Слить воду из ванночки и сполос­нуть ее Обработать внутреннюю поверх­ность ванны и рабочую поверхность пеленального стола дезраствором Снять перчатки, вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной бе­зопасности

Примечание:- первую гигиеническую ванну проводят после отпадения пуповинного остатка;

- в первом полугодии жизни гигиенические ванны выполняют ежедневно, во втором – через день, после года – 2 раза в неделю;

- продолжительность ванны для детей первого года жизни не более 5-7 мин., на втором году 8-10 мин., для детей старше 2-х лет – 10-15 мин.;

- мыло при купании детей первого года жизни используют 2 раза в неделю, у старших – 1 раз в неделю;

- гигиенические ванны желательно проводить в определенные часы, не ранее 1 часа после кормления или за 10-15 минут до него, за 1-1,5 часа до сна;

- предметы, необходимые для проведения ванны и ухода за ребенком, нужно приготовить заранее, чтобы купание, уход за кожей и пеленание проходили как можно быстрее;

- температура воздуха в помещении должна быть 22-24 градуса, двери и окна следует закрыть;

- при необходимости рядом с ванночкой и столом для пеленания включают обогреватель.

megalektsii.ru

Подмывание новорожденного и грудного ребенка

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ СЕСТРИНСКИЙ УХОД В ПЕДИАТРИИ

ДЛЯ КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СТУДЕНТОВ-ВЫПУСКНИКОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 34.02.01 «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» ГОСУДАРСТВЕННЫХ БЮДЖЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ «А НУ-КА, МЕДИКИ!» 2016 г.

Задача № 1

На стационарном лечении находится девочка 11 лет с диагнозом грипп. Предъявляет жалобы на сильную головную боль, головокружение, повторную рвоту, нарушение сна, общую слабость. Считает себя больной в течение двух дней, когда впервые поднялась температура до 39,8 ºС и появилась слабость, разбитость, бред.

Объективно: положение в постели пассивное. В сознании, но заторможена, кожные покровы бледные, сухие, частота дыхательных движений 30 в минуту, пульс 160 ударов в минуту, артериальное давление 140/60 мм рт. ст. Лёгкая гиперемия зева, температура при осмотре 39,6 ºС.

Задания

1. Определите приоритетную проблему пациента; сформулируйте цель и составьте план сестринского ухода по данной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Продемонстрируйте технику физического охлаждения с помощью спирта.

Эталон ответа:

Проблема пациента -1 балл

- лихорадка;

Цель: нормализация температуры

к моменту выписки. - 1 балл

План Мотивация Баллы
1. Обеспечить пациентке физический и психологический покой. Для улучшения состояния пациентки 0,5
2. Организовать индивидуальный сестринский пост по уходу за пациенткой. Для контроля за состоянием пациентки
3. Обеспечить обильный прием жидкости (обильное щелочное питьё в течение 2 суток). Для предотвращения обезвоживания организма.
4. Провести беседу с родственниками об обеспечении дополнительного питания. Для компенсации потери белка и повышения защитных сил. 0,5
5. Измерить температуру тела каждые 30 минут. Для контроля за состоянием пациентки.
6. Смазывать губы вазелиновым маслом 3 раза в день. Для увлажнения кожи губ. 0,5
7. Обеспечить прием жидкой или полужидкой пищи 6-7 раз в день. Для лучшего усвоения пищи.
8. Обеспечить тщательный уход за кожей и слизистыми пациентки Для профилактики воспалительных процессов кожи и слизистых.
9. Обеспечить смену нательного и постельного белья по мере необходимости. Для обеспечения комфорта пациенту. 0,5
10. Наблюдать за внешним видом и состоянием больного. Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений.

Оценка: пациентка отметит значительное улучшение состояния здоровья, температура тела 36,7 0С. Цель достигнута.

Студент демонстрирует технику физического охлаждения с помощью спирта.

Физическое охлаждение с помощью спирта(к задаче № 1)

Цель: добиться снижения температуры.-0,5 балла

Оснащение:- 0,5 балла

- флакон с этиловым спиртом 40%;

- ватные шарики;

- часы;

- почкообразный лоток;

Обязательное условие:- 0, 5 балла

При проведении гипотермии необходимо осуществлять контроль температуры через 20-30 минут и проводить коррекцию мероприятий с учетом данных повторной термометрии.

Этапы Обоснование Баллы
Подготовка к процедуре
1. Объяснить маме/ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие Обеспечение права на информацию, участие в процедуре
2. Подготовить необходимое оснащение Обеспечение четкости выполнения процедуры
3. Вымыть и осушить руки   Обеспечение инфекционной безопасности 0,5
4. Раздеть ребенка Необходимое условие для проведения процедуры 0,5
5. Осмотреть кожные покровы ребенка Не должно быть повреждений на коже
Выполнение процедуры
6. Ватным шариком, смоченном в этиловом спирте 40 %, протереть места, где крупные сосуды близко расположены к поверхности тела: -височную область; -область сонных артерий; -подмышечную область; -локтевые, подколенные и в последнюю очередь паховые складки Повторять протирание складок каждые 10 – 15 минут   Обеспечение теплоотдачи   Обеспечение эффективности процедуры за счет увеличения теплоотдачи     0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
Завершение процедуры
7. Через 20 – 30 минут повторно измерить температуру тела ребенка Определение эффективности проведения процедуры. Если процедура эффективна, температура снизится на 0,2 – 0,3 ºС
     

Задача № 2

Ребенок в возрасте 4-х суток находится в палате совместного пребывания ребенка и матери.

В течение нескольких кормлений ребенок очень беспокоится у груди, с трудом захватывает сосок. Мать отмечает, что молока стало очень много, грудные железы плотные. Не получается эффективного сцеживания. Роды первые, срочные, без особенностей.

Состояние ребенка удовлетворительное. Кожа и слизистые чистые. Стул переходный. Рефлексы новорожденных выражены хорошо. Из бутылочки жадно сосет сцеженное грудное молоко. Грудные железы у матери плотные, горячие на ощупь, хорошо выражена сосудистая часть.

Задания

1. Определите приоритетную проблему пациента; сформулируйте цель и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Продемонстрируйте технику подмывания и пеленания новорожденного.

Эталон ответа

Проблема ребенка: - 1,5 балла

- дефицит знаний матери по подготовке к кормлению;

Цель: обучить мать правильному сцеживанию и подготовке грудной железы к кормлению. - 1 балл

План Мотивация Балл
1. М/с обучит мать сцеживанию молока С целью своевременного опорожнения молочной железы
2. М/с порекомендует матери принять правильную позу. Для профилактики аспирации
3. М/с поможет правильно захватывать сосок ребенку в рот Для эффективного захвата ребенком соска. Для эффективного сосания 1,5
4. М/с порекомендует матери сцеживать молоко после кормления С целью предупреждения застоя молока
5. М/с будет контролировать активность сосания ребенка и состояние лактации у матери С целью предупреждения обезвоживания и падения массы
6. М/с предупредит мать, что перед кормлением необходимо контролировать: - свободное носовое дыхание; - отсутствие признаков охлаждения и перегревания; - чистое и сухое белье Для эффективного кормления 0,5 0,5

Оценка: медсестра проверит эффективность сосания ребенка, оценит состояние молочных желез и лактации.

Студент демонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом действий.

Подмывание новорожденного и грудного ребенка

(к задаче № 2)

Цель: - 0,5 балла

- соблюдение гигиены тела;

Оснащение:-0,5 балла

- проточная вода (температура 37 – 38 0С);

- марлевые салфетки;

- полотенце или мягкая пеленка;

- стерильное растительное масло или детская присыпка;

- чистое белье, расположенное на пеленальном столике;

- резиновые перчатки;

- емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.

- мешок для грязного белья.

Обязательные условия: - 0,5 балла

- подмывать после дефекации обязательно проточной водой;

- после каждого мочеиспускания ребенка не подмывать.

Этапы Обоснование Баллы
Подготовка к процедуре
1. Информировать маму о правилах проведения процедуры Обеспечения правильного ежедневного ухода за ребенком
2. Подготовить необходимое оснащение Обеспечение четкости выполнения процедуры
3.Отрегулировать температуру воды в кране, проверив ее запястьем Предупреждение ожогов ребенка
4.Вымыть и осушить руки, надеть перчатки Обеспечение инфекционной безопасности 0,5
5.нять с ребенка запачканную одежду и сложить в мешок для грязного белья Подготовка ребенка к процедуре Предупреждение загрязнения окружающей среды
Выполнение процедуры
6.Положить ребенка на левое предплечье и кисть руки Наиболее удобное расположение при данной процедуре
7.Подмыть под проточной водой, используя марлевые салфетки. Помнить! Девочек подмывать только движением спереди назад Предупреждается «восходящий» путь попадания инфекции в мочеполовую систему девочки 0,5
Завершение процедуры
8.Уложив ребенка на пеленальный столик, полотенцем или мягкой пеленкой промокательными движениями высушить кожу Обеспечение безопасности и гигиенического комфорта Уменьшение опасности повреждения кожи 0,5
9.Смазать паховые, ягодичные складки стерильным растительным маслом или припудрить присыпкой Профилактика опрелостей
10.Запеленать (одеть) ребенка Обеспечение комфортного состояния 0,5
11.Снять перчатки, вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности 0,5

Задача № 3

Участковая м/с осуществляет патронаж ребенка 3,5 месяцев. Ребенок находится на искусственном вскармливании.

Ребенок родился в октябре с весом 3450 г, длиной - 52 см. Беременность и роды протекали без особенностей. Грудным молоком вскармливался до 2-х мес. Витамин D назначен с 1 мес., но мать давала его недобросовестно. Смеси готовила сама. С 2,5 мес. начала давать цельное коровье молоко. На свежем воздухе с ребенком бывает мало.

Мать отмечает, что ребенок стал беспокойным, капризным, часто вздрагивает во сне, сон тревожный, непродолжительный, аппетит снижен, появилась потливость. Кожные покровы бледные, влажные, отмечается облысение затылка, большой родничок 2,5 х 2,5 см, края родничка податливы.

Ребенку был поставлен диагноз: рахит I ст., начальный период, острое течение.

Задания

1. Определите приоритетную проблему пациента; сформулируйте цель и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

2. Продемонстрируйте контрольное кормление.

Эталон ответа

Проблема пациента:- беспокойный, тревожный сон, частая плаксивость,- 1 балл повышенная потливость за счет вегетативной дисфункции.

Цель:- 1 баллнарушения со стороны вегетативной нервной системы исчезнут к концу 1 недели.

План Мотивация Баллы
1. М/с даст рекомендации матери по рациональному питанию: 1-й прикорм в виде овощного пюре, 2-й прикорм будет введен в виде гречневой или овсяной каши. Прикорм вводят на 1 месяц раньше. Для неспецифического лечения рахита с целью коррекции питания и нормализации минеральных и обменных процессов
2. М/с проконтролирует прием витамина D с лечебной целью по назначению врача Для специфического лечения
3. М/с научит мать правильной даче витамина D. Для специфического лечения
4. М/с организует прием др. лекарственных средств (витамина А, гр. В, С, препаратов Са по назначению врача) Для нормализации минерального обмена, для обеспечения организма ребенка витаминами
5. М/с даст совет по организации режима прогулки ежедневно с максимальным использованием солнечных лучей, сон на воздухе Для активизации обменных процессов
6. М/с посоветует маме создать: спокойную обстановку; сухую, теплую, удобную постель; исключить посторонние раздражители Для создания комфортных условий
7. М/с научит мать приготовлению и проведению лечебных ванн (по назначению врача) Для активизации обменных процессов
8. М/с научит мать вести лист учета приема витамина D Для самоконтроля

Оценка: мать информирована о необходимости проведения профилактики рахита, о важном значении вит. D для организма ребенка. У ребенка нормализовался сон, улучшился аппетит. Цель достигнута. Студент демонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом действий.

Контрольное кормление

( к задаче №3)

Показания:-0,5 балла

-Определить среднее количество молока, получаемое ребёнком при кормлении грудью

Оснащение: -0,5 балла

- набор для пеленания с памперсом

- весы

-дезинфицирующий раствор, ветошь

- бумага и ручка

Обязательное условие: -0,5 балла

- в течение суток необходимо провести минимум три контрольных кормления (утром, днем и вечером), так как различное время суток у матери разное количество молока.

Этапы Обоснование Баллы
Подготовка к процедуре
1. Объяснить маме /родственникам цель исследования Обеспечение права родителей на информацию, осознанное их участие в исследовании 0,5
2. Подготовить необходимое оснащение Обеспечение чёткости выполнения процедуры 0,5
3. Вымыть и осушить руки, Обеспечение инфекционной безопасности
4. Надеть на ребёнка памперс и запеленать При использовании памперса исключаются погрешности в полученных данных 0,5
5. Подготовить мать к кормлению Исключения инфицирования ребёнка перед кормлением Создание комфортных условий для проведения кормления 0,5
6. Подготовить весы к работе Достижение достоверности исследования
Выполнение процедуры
1. Взвесить ребёнка и зафиксировать полученную массу Регистрация исходного веса ребёнка
2. Передать ребёнка матери для кормления грудью в течение 20 минут Достаточное время для всасывания ребёнком необходимой дозы молока и удовлетворения сосательного рефлекса 0,5
3. Повторно взвесить ребёнка (не меняя пелёнок в случае мочеиспускания и дефекации) и зафиксировать результат Определить разницу полученных данных ( при взвешивании ребёнка до и после кормления)   Определения количества высосанного ребёнком молока  
Завершение процедуры
1. Передать ребёнка маме или положить в кроватку   Обеспечение безопасности ребёнка 0,5
 
2. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной безопасности. 0,5
3. Рассчитать необходимое ребёнку количество молока на одно кормление (объёмным или калорийным методом)   Необходимое количество молока зависит от возраста ,массы тела ребёнка 0,5
4. Оценить соответствие фактически высосанного молока ребёнком долженствующему количеству Оценивается степень процесса лактации у матери Решается вопрос о дальнейшем вскармливании ребёнка 0,5

Задача № 4

Девочка 9-ти лет страдает сахарным диабетом. Получает утром 20 ЕД. инсулина. После введения инсулина, опаздывая в школу, не позавтракала. На первом уроке внезапно появились судороги, потеряла сознание. Кожа влажная, дыхание поверхностное, зрачки расширены, клонико-тонические судороги.

Задания:

1. Определите состояние пациента.

2. Сформулируйте цель и составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

3. Продемонстрируйте технику подкожной инъекции инсулина ребенку.

Эталон ответа:

1.У пациента гипогликемическая кома. - 1,5 балла

Цель:Вывести ребенка из состояния комы. - 1,5 балла

2. Алгоритм действий м/с:

План Мотивация Баллы
1. Вызвать врача;  
2. По назначению врача ввести внутривенно 10-20 мл. 40% раствора глюкозы; С целью нормализации уровня сахара в крови
3. При снижении АД ввести в/м преднизолон или гидрокортизон 1 мг/кг; Повысить АД
4. При судорогах ввести диазепам 0,3-0,5 мл/кг внутривенно медленно Снять судороги

Студент демонстрирует манипуляцию на муляже в соответствии с алгоритмом действий.

megalektsii.ru

Подмывание новорожденного и грудного ребенка

Подмывание новорожденного и грудного ребенка

Цель: профилактическая.

Показания:

ü соблюдение гигиены тела;

ü удовлетворение универсальной потребности ребенка: «быть чистым»;

ü формирование навыков чистоплотности;

ü профилактика инфицирования;

Оснащение:

ü проточная вода (температура 37-38 гр.С);

ü марлевые салфетки;

ü полотенце или мягкая пеленка;

ü стерильное масло или детская присыпка;

ü чистое белье, расположенное на пеленальном столике;

ü резиновые перчатки, емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;

Обязательные условия:

ü подмывать после дефекации обязательно;

ü подмывать только проточной водой;

Таблица 1

Техника подмывания новорожденного и грудного ребенка

Этапы Обоснование  
 
Подготовка к процедуре  
1. Информировать маму о правилах выполнения процедуры. Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком.  
2. Подготовить необходимое оснащение. Достижение четкости выполнения процедуры.  
3. Отрегулировать температуру 37-38 гр.С, проверить ее запястьем. Предупреждение ожогов ребенка.  
4. Снять с рук кольца, браслеты, часы, надеть соответствующую одежду. Открыть бак для использования белья. Вымыть руки с мылом дважды поливая, осушить. Обработать антисептиком. Обеспечение инфекционной безопасности.  
5. Снять с ребёнка запачканную одежду и сложить в мешок для грязного белья. Подготовка ребенка к процедуре. Предупреждения загрязнения окружающей среды.  
Выполнение процедуры.  
1. Положить ребенка на левое предплечье и кисть руки. Наиболее удобное расположение при данной процедуре.  
2. Подмыть под проточной водой, используя марлевые салфетки. Помнить! Девочек подмывать движением спереди назад. Предупреждается «восходящий» путь попадания инфекции в мочеполовую систему девочки  
Завершение процедуры  
1. Уложить ребенка на пеленальный столик, полотенцем или мягкой пеленкой промокательными движениями просушить кожу Обеспечение безопасности и гигиенического комфорта. Уменьшение опасности переохлаждения  
2. Смазать паховые, ягодичные складки стерильным растительным маслом или припудрить присыпкой. Профилактика опрелостей.
3. Запеленать (одеть) ребенка. Обеспечение комфортного состояния.
4. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.
         

Утренний туалет новорожденного и грудного ребенка

(умывание, обработка слизистой глаз, носа, ушей, пупочной ранки).

Цель: профилактическая.

Показания:

ü соблюдение гигиены тела;

ü удовлетворение универсальной потребности ребенка «быть чистым»;

ü формирование навыков чистоплотности;

Оснащение:

ü кипяченая вода;

ü водный раствор фурацилина 1:5000;

ü стерильное растительное масло;

ü ватные шарики и жгутики;

ü лоток для отработанного материала;

ü набор для пеленания или одежда,

ü ёмкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;

ü мешок для грязного белья;

Обязательные условия:

ü при обработке носовых и слуховых ходов исключить использование твердых предметов.

Таблица 2

Техника проведения утреннего туалета новорожденного и грудного ребёнка

Этапы Обоснование
Подготовка к процедуре
1. Объяснить маме (родственникам) цель и ход процедуры. Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребенком.
2. Подготовить необходимое оснащение. Обеспечение четкости выполнения процедуры.
3. Вымыть и высушить руки. Надеть перчатки. Обработать пеленальный столик дезинфицирующим раствором и постелить на него пеленку. Обеспечение инфекционной безопасности.
4. Раздеть ребенка (при необходимости подмыть) и положить на пеленальный столик Сбросить одежду в мешок для грязного белья. Обработать руки антисептиком. Подготовка ребенка к процедуре
Выполнение процедуры
1. Обработать глаза ребенка от наружного угла глаза к внутреннему ватным тампоном, смоченным кипяченой водой (для каждого глаза использовать отдельный тампон). Предупреждение переноса инфекции с одного глаза на другой.  
2. Аналогично обработать глаза сухим ватным тампоном. Удаление остатков влаги и обеспечение гигиенического комфорта.
3. Вращательными движениями прочистить носовые ходы тугими ватными жгутиками, смоченными в стерильном растительном масле или кипяченой воде (для каждого носового хода использовать отдельный жгутик). Глубина введения жгутиков 1-1,5мм. Обеспечение свободного носового дыхания. Размягчение «корочек» с помощью растительного масла и более легкое их удаление.
4. Вращательными движениями прочистить слуховые проходы сухими тугими ватными жгутиками. Примечание: уши ребенку обрабатывать один раз в неделю или по мере необходимости (лучше после купания). Обеспечение чистоты слуховых ходов. Размягчение «серных пробок» с помощью растительного масла и более легкое их удаление.  
5. Умыть ребенка промокательными движениями ватным тампоном, смоченным кипяченой водой, раствором фурацилина 1:5000 в следующей последовательности: лоб, щеки, кожу вокруг рта, при необходимости осушить лицо сухим ватным шариком Предупреждение раздражения кожи ребенка.
6. Открыть рот ребенка, слегка нажав на подбородок, и осмотреть слизистую оболочку полости рта. Исключение наличие стоматитов и других патологических изменений полости рта.
7. Обработать естественные складки кожи ватным тампоном, смоченным в стерильном растительном масле. Обработать в строгой последовательности: P заушные; P шейные; P подмышечные; P локтевые; P лучезапястные; P подколенные; P голеностопные; P паховые; P ягодичные; Предупреждение развитие опрелостей. Паховые и ягодичные складки максимально загрязнены и должны обрабатываться в последнюю очередь.
8. Обработка пупочной ранки – см. 1.7
Завершение процедуры
1. Одеть ребенка и уложить в кроватку. Обеспечение комфортного состояния.
2. Убрать пеленку с пеленального столика и поместить ее в мешок для грязного белья. Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезинфицирующим раствором. Вымыть и осушить руки. Обеспечение инфекционной безопасности.
     

Гигиеническая ванна для грудного ребенка

Цель:профилактическая

Показания:

ü соблюдение гигиены тела;

ü удовлетворение универсальной потребности ребенка «быть чистым»;

ü формирование навыков чистоплотности;

ü закаливание ребенка;

Оснащение:

ü ванночка для купания;

ü пеленка для ванны или подставка;

ü кувшин для воды;

ü водный термометр;

ü махровая или фланелевая рукавичка;

ü детское мыло или флакон с 5% раствором перманганата калия;

ü большое махровое полотенце;

ü набор для пеленания или одежда;

ü стерильное растительное масло или присыпка;

ü емкость с дезинфицирующим раствором; ветошь;

ü мешок для грязного белья;

Обязательные условия:

ü не купать сразу после кормления;

ü при купании обеспечить в комнате температуру 22-24гр. С;

ü определить температуру воды для купания только с помощью водного термометра (не допускается определение температуры воды путем погружения локтя в воду).

Таблица 3

Пеленание

Цель: профилактическая

Показания:

ü Создание ребенку максимального комфорта.

Оснащение:

ü тонкая и теплая распашонки;

ü фланелевая и тонкая пеленки;

ü подгузник или памперс;

ü полотенце;

ü пеленальный столик;

ü ёмкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.

Обязательные условия:

ü использовать метод свободного пеленания (оставляется небольшое пространство в пеленках для свободного движения ребенка);

ü шапочку одевать только после ванны и на время прогулок;

ü правильная фиксация пеленок («замочек» расположен спереди);

ü при пеленании малыша с ручками – нижний край пеленки должен располагаться на середине плеч (выше локтевых суставов);

ü исключить образование грубых складок, наличие булавок, пуговиц и т.д.

Таблица

Обработка пупочной ранки

Цель: профилактическая

Показания: открытая пупочная ранка, подсушивание и дезинфекция пупочной ранки.

Оснащение:

ü стерильные ватные палочки;

ü лоток для отработанного материала;

ü 3% раствор перекиси водорода;

ü 700 этиловый спирт;

ü 5% раствор перманганата калия;

ü стерильная пипетка;

ü набор для пеленания, приготовленный на пеленальном столике;

ü ёмкость с дезинфицирующим раствором, ветошь;

Обязательные условия:

ü при обработке пупочной ранки обязательно растягивать ее края (даже при образовавшейся корочке);

ü обработка пупочной ранки проводится ежедневно 1-2 раза в день, до полного заживания в среднем 10-14 дней.

Таблица 7

Подготовка матери и ребенка к кормлению

Цель: профилактическая

Показания

ü обеспечить инфекционную безопасность во время кормления грудью;

ü создать ребенку комфортное состояние во время кормления.

Оснащение:

ü косынка, маска;

ü мыло, полотенце;

ü пеленка;

ü стерильная посуда для сцеживания грудного молока;

ü скамеечка под ногу матери;

ü набор для пеленания;

ü стерильное растительное масло;

ü ватные жгутики.

Обязательные условия:

ü кормить ребенка в спокойной обстановке, в спокойном расслабленом состоянии;

ü после кормления 2-3 мин., подержать ребенка в вертикальном состоянии, после чего положить на правый бок (или голову повернуть набок);

ü обучить мать правилам подготовки и кормления грудью.

Таблица 8.

Техника подготовки матери и ребенка к кормлению

Этапы Обоснование
Подготовка матери к кормлению
1. Объяснить маме необходимость и смысл ее подготовки к кормлению: P надеть косынку, марлевую маску; P помыть руки с мылом; P обмыть грудь теплой водой и осушить полотенцем; P удобно сесть на кресло или стул с подлокотниками; P подставить под ногу (со стороны молочной железы, из которой планируется кормить ребенка) скамеечку; P положить на колени чистую пеленку для ребенка; P расположить в пределах достигаемости баночку для сцеживания молока. Обеспечение права матери на информацию и осознанное ее обучение. Профилактика инфицирования во время кормления.     Обеспечение максимального комфорта во время кормления. Предупреждение утомление отдельных мышечных групп. Обеспечение инфекционной безопасности. После кормления грудное молоко обязательно должно быть сцежено «до последней капли».
Подготовка ребенка к кормлению
1. Перепеленать ребенка при необходимости прочистить носовые ходы. Создание комфортных условий для кормления.
Правила кормления грудью.
1. Перед началом кормления необходимо сцедить несколько капель молока. Первые капли молока могут быть инфицированы.
2. При сосании ребенок должен захватывать не только сосок, но и ореолу (околососковый кружок). Предупреждение аэрофагии (заглатывания воздуха). Профилактика мацерации сосков и образования трещин.
3. Молочная железа матери не должна закрывать носовые ходы ребенка. Предупреждение нарушения акта сосания.
4. При каждом кормлении прикладывать ребенка (по возможности) только к одной груди Обеспечение времени для образования молока.
5. Следить, чтобы во время кормления ребенок активно сосал грудь (если ребенок заснул будить его), За время кормления ребенок должен высосать необходимое ему количество молока и удовлетворить сосательный рефлекс.
6. Удерживать малыша у груди не более 20-30 минут. Большую часть необходимой дозы малыш высасывает за 10-15 минут,

Окончание таблицы

1. в остальное время он в основном удовлетворяет рефлекс сосания.
7. После кормления сцедить молоко «до последней капли» и обязательно обмыть грудь теплой водой выдавить каплю молока, смазать сосок и подсушить. Профилактика гипогалактии. Профилактика образования трещин. Мацерации сосков, развития мастита.
8. Ребенка подержать вертикально 1-2 минуты, до отхождения воздуха. Профилактика срыгивания.

Для «А»

ü знание возраста ребёнка;

ü массы тела при рождении;

«Для «Б»

ü знание возраста ребёнка;

ü определение фактической массы тела;

Таблица 9

«А» Расчёт питания для доношенного новорожденного

Этапы Обоснование
В первые 1 – 2 недели жизни суточный объём пищи высчитывают по формуле: Суточный объём молока Vсут = (70 или 80) х N где N- дни жизни ребёнка; Учёт физиологических особенностей желудочно-кишечного тракта новорождённого ребёнка

Окончание таблицы 9

коэффициент 70 используют при массе тела при рождении 3200г. коэффициент 80 используют при массе тела при рождении больше 3200г.  

Таблица 10

«Б» Расчёт питания детям старше 2-х недель

можно производить 2-мя способами:

1 –й способ: Объёмный: Для расчёта необходимо знать возраст и массу ребёнка с 2 нед.- 2 мес.– 1/5 от массы тела с 2 мес. – 4мес. – 1/6 от массы тела 4 мес. – 6мес. – 1/7 от массы тела 6 мес. – 9 мес. – 1/8 от массы тела 9 мес. –1 год - 1/9 – 1/10 от массы тела Примечание:К 1 году суточный объём не должен быть более 1000 – 1200мл. Пример расчёта: Ребёнку 5 мес. Масса 6 400г. В сутки должен получать 1/7 от массы тела, т.е. (6400 х 1/7 =910мл). т.к ребёнок питается 5 раз в сутки, на одно кормление он должен получать: 910: 5= 180 мл.   Для определения суточного объёма пищи, необходимо взять определённую часть от массы тела ребёнка, которая соответствует его возрасту    
2- й способ: Калорийный: 1 литр женского молока содержит 700 кал Ребёнку 1 г. жизни для роста требуется: ü в первые ¼ года – 120 –130 кал/кг; ü во второй четверти года –115 –125 кал/кг; ü в третьей четверти года –110 –120 кал /кг; ü в четвёртой четверти года 110–115 кал /кг. Пример расчёта: Ребёнку 7мес. Масса 8 000 г. В 3 квартале суточный объём пищи составляет 110 кал/кг; 110 х 8= 880 ккал. 1000 мл молока –700 кал. Х мл молока – 880 кал. Х мл = (1000 х 880)/770 =1200 мл Разовый объём пищи 1200/5 =240 мл.  

Приготовление блюд прикорма

Цель: профилактическая

Показания:

ü подготовить ребёнка к переходу на общий стол;

ü восполнить возрастающие потребности организма в белках, жирах углеводах;

ü обучить процессу жевания;

ü овощное пюреначинают вводить с 4,5 –5,5 мес.

Приготовление овощного пюре

Оснащение:

ü Продукты (для приготовления 200 гр. овощного пюре)

* Овощи (картофель, капуста, свекла, морковь) 200,0г.

* Масло растительное 5,0 г.

* Кипячёное молоко 50,0г.

* 25% р-р соли 3 мл.

ü кастрюля;

ü нож;

ü сито;

ü пластмассовая тёрка;

ü стеклянная или эмалированная посуда;

ü плита;

Обязательные условия:

ü Овощи должны быть свежие, здоровые.

Таблица 14

Обязательные условия

Крупа:

§ до 6 мес. (гречневая, рисовая, кукурузная.)

§ после 8 мес. добавляется овсяная.

Таблица 15

Техника приготовления 10% молочной каши

Этапы Обоснование
Подготовка
1.Убрать волосы. Надеть фартук Обеспечение инфекционной безопасности
2. Приготовить всё необходимое Соблюдение техники приготовления
3. Вымыть и высушить руки Обеспечение инфекционной безопасности
Выполнение
P крупу перебрать (просеять) через мелкое сито; P половину молока смешать с водой, посолить, поставить на плиту; P после закипания, всыпать крупу в кастрюлю тонкой струёй при постоянном помешивании и варить на небольшом огне 10-20мин; P долить остальное молоко (подогретое) и довести кашу до кипения; P добавить сахарный сироп, сливочное масло, раствор соли;
Завершение
1. Охладить кашу до Т 37-38С Профилактика ожога слизистых, оптимальная температура усвоения пищи
2. Отмерить ребёнку необходимое разовое количество каши и давать чайными ложками Соблюдение возрастных объёмов
3. Использованную посуду вымыть щёткой горячей водой с содой (1 ч.л. на стакан воды) поставить на просушку. Обеспечение инфекционной безопасности
4. Вымыть и просушить руки  

Таблица 17

ПРИМЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ТРЕХ ЛЕТ

Первый комплекс

(для детей от 1,5 до 3-х месяцев)

1. Массаж рук (поглаживание).

2. Массаж ног (поглаживание).

3. Выкладывание на живот – упражнение рефлекторное.

4. Массаж спины (поглаживание).

5. Ползание – упражнение рефлекторное.

6. Массаж живота (поглаживание).

7. Массаж стоп (растирание).

8. Упражнение для стоп (сгибание и разгибание рефлекторное).

9. Разгибание позвоночника на правом и левом боку – рефлекторное.

Второй комплекс

(для детей от 3 до 4 месяцев)

1. Массаж рук (поглаживание).

2. Скрещивание рук на груди – упражнение пассивное.

3. Массаж ног (поглаживание, растирание, разминание).

4. Поворот со спины на живот вправо – упражнение пассивно-активное.

5. Массаж спины (поглаживание и разминание).

6. «Положение пловца» – упражнение рефлекторное.

7. Массаж живота (поглаживание и растирание).

8. Массаж стоп (растирание и похлопывание).

9. Упражнение для стоп рефлекторное.

10. Сгибание и разгибание рук («бокс») упражнение пассивное.

11. Вибрационный массаж грудной клетки.

12. Поворот со спины на живот влево.

Исходное положение для всех приемов – горизонтальное.

Третий комплекс

(для детей от 4 до 6 месяцев)

1. Скрещивание рук на груди.

2. Массаж ног.

3. «Скользящие шаги» – имитация велосипедных движений – упражнение пассивное.

4. Поворот со спины на живот вправо.

5. Массаж спины (поглаживание, разминание, похлопывание).

6. «Парение на животе» – упражнение рефлекторное.

7. Массаж живота.

8. Приподнимание головы и туловища при поддержке за руки, отведенные в стороны – упражнение активное.

9. Массаж стоп.

10. Упражнение для стоп.

11. «Бокс» (сгибание и разгибание рук).

12. Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно – упражнение пассивное.

13. «Парение» на спине – упражнение рефлекторное.

14. Вибрационный массаж грудной клетки.

15. Поворот со спины на живот влево.

Исходное положение для всех приемов – горизонтальное.

Четвертый комплекс

(для детей от 6 до 10 месяцев)

1. Скрещивание рук на груди, держась за кольца.

2. Скользящие шаги (сгибание и разгибание ног вместе и попеременно).

3. Поворот со спины на живот вправо без поддержки за руку.

4. Массаж спины.

5. Ползание.

6. Массаж живота.

7. Присаживание при поддержке за обе руки, отведенные в стороны.

8. Круговые движения руками.

9. Поднятие выпрямленных ног – упражнение пассивное.

10. Напряженное выгибание – упражнение активное

11. Поворот со спины на живот влево.

12. Приподнимание туловища из положения на животе при поддержке за выпрямленные руки – упражнение активное.

13. Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч – упражнение активное.

14. Массаж грудной клетки.

Исходное положение для всех приемов – горизонтальное, кроме упражнения «бокс», которое после 8 месяцев (овладением сидением без опоры) можно выполнять из исходного положения сидя.

Упражнения 1, 2, 3, 5, 7, 9, 10, 12, 13 выполняются с включением речевой инструкции.

Пятый комплекс

(для детей от 10 месяцев до 1 года 2-х месяцев)

1. «Бокс» (сгибание и разгибание рук), сидя или стоя с кольцами.

2. «Скользящие шаги».

3. Поворот со спины на живот в одну и другую сторону.

4. Массаж спины.

5. Поднимание тела из положения на животе до вертикального положения, поддерживая ребенка за руки с кольцами.

6. Наклоны туловища и выпрямление.

7. Массаж живота.

8. Поднятие выпрямленных ног до палочки.

9. Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч, с палочкой.

10. Напряженное выгибание.

11. Приседание при поддержке за руки с кольцами.

12. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно с фиксацией колен.

13. Круговые движения руками с кольцами.

Исходное положение горизонтальное – для упражнений 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11,12 проводятся по речевой инструкции.

Антропометрия

Измерение длины тела у детей до 1 – 1,5 лет

Длина тела у детей до года измеряется горизонтальным ростомером.Он имеет вид доски длиной около 100 см и ши­риной 40 см, с одной стороны имеется неподвижная планка, с другой – подвижная поперечная планка, которая легко пе­редвигается по сантиметровой шкале, нанесенной с левой стороны ростомера.

6. Требования к обеспечению безопасности труда медицинского персонала: до и после процедуры необходимо вымыть руки или обработать их антисептиком.

7. Условия выполнения простой медицинской услуги:

- амбулаторно-поликлинические,

- стационарные.

8. Функциональное назначение простой медицинской услуги: диагностическое.

9. Материальные ресурсы:

- ростомер горизонтальный – 1 шт.,

- жидкое мыло с дозатором – 1 шт.,

- пеленка однократного применения – 1 шт.,

- перчатки нестерильные – 1 шт.,

- дезинфицирующее средство.

10. Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги.

Алгоритм действий:

I. Подготовка к процедуре:

5. Представьтесь родителям или лицу, ответственному за ребенка, объясните цель и ход предстоящей процедуры, получите их согласие.

6. Вымойте и осушите руки (с использованием мыла или антисептика).

7. Подготовьте ростомер к работе в соответствии с инструкцией от производителя.

8. Положите на ростомер чистую пеленку.

II. Выполнение процедуры:

1. Разденьте ребенка.

2. Уложите ребенка на ростомер на спину так, чтобы его макушка прикасалась к неподвижной поперечной планке.

3. Ноги ребенка выпрямите легким нажатием руки на ко­лени.

4. Подвижную планку придвиньте плотно к пяткам ребен­ка. Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствует длине тела ребенка.

5. Оденьте ребенка.

IV. Окончание процедуры:

5. Сообщите родителям или лицу, ответственному за ребенка, о результатах измерения.

6. Оденьте перчатки.

7. Снимите с площадки ростомера пеленку и поместите ее в емкость с дезинфицирующим раствором.

8. Поверхность ростомера обработайте дезинфицирующим раствором в соответствии с методическими указаниями по применению дезинфицирующего раствора.

9. Снимите перчатки и поместите их в емкость с дезинфицирующим раствором.

10. Вымойте и осушите руки.

11. Сделайте соответствующую запись о результатах выполнения процедуры в медицинскую документацию.

Измерение длины тела у детей старше 1 – 1,5 лет

Длина дета у детей старше 1 – 1,5 лет измеряется с помо­щью вертикального ростомера. Измерять рост лучше утром.

1. Требования к обеспечению безопасности труда медицинского персонала: до и после процедуры необходимо вымыть руки или обработать их антисептиком.

2. Условия выполнения простой медицинской услуги:

- амбулаторно-поликлинические,

- стационарные.

3. Функциональное назначение простой медицинской услуги: диагностическое.

4. Материальные ресурсы:

- ростомер вертикальный – 1 шт.,

- жидкое мыло с дозатором – 1 шт.,

- салфетка одноразовая или чистый лист бумаги – 1 шт.,

5. Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги.

Алгоритм действий:

I. Подготовка к процедуре:

1. Представьтесь родителям или лицу, ответственному за ребенка, объясните цель и ход предстоящей процедуры, получите их согласие.

2. Вымойте и осушите руки (с использованием мыла или антисептика).

3. Подготовьте ростомер к работе в соответствии с инструкцией от производителя.

4. Положите на площадку ростомера салфетку или чистый лист бумаги (под ноги пациента).

II. Выполнение процедуры:

1. Попросите ребенка снять обувь.

2. Попросите пациента встать на середину площадки ростомера так, чтобы он касался вертикальной планки ростомера пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком.

3. Установите голову пациента так, чтобы козелок ушной раковины и наружный угол глаза находились на одной горизонтальной линии.

4. Опустите подвижную планку до соприкосновения с го­ловой ребенка.

5. Определите на шкале рост ребенка в см по нижнему краю подвижной планки

6. Попросите ребенка сойти с площадки ростомера (при необходимости – помогите сойти).

V. Окончание процедуры:

1. Сообщите родителям или лицу, ответственному за ребенка, о результатах измерения.

2. Снимите с площадки ростомера салфетку и поместите ее в емкость с дезинфицирующим раствором.

3. Поверхность ростомера обработайте дезинфицирующим раствором в соответствии с методическими указаниями по применению дезинфицирующего раствора.

4. Снимите перчатки и поместите их в емкость с дезинфицирующим раствором.

5. Вымойте и осушите руки.

6. Сделайте соответствующую запись о результатах выполнения процедуры в медицинскую документацию.

Измерение массы тела у детей до 1 – 1,5 лет

Для измерения массы тела используют электронные весы для детей грудного возраста.

Измерение окружности груди

Проводится с помощью сантиметровой ленты.

1. Требования к обеспечению безопасности труда медицинского персонала: до и после процедуры необходимо вымыть руки или обработать их антисептиком.

2. Условия выполнения простой медицинской услуги:

- амбулаторно-поликлинические,

- стационарные.

3. Функциональное назначение простой медицинской услуги: диагностическое.

4. Материальные ресурсы:

- сантиметровая лента – 1 шт.,

- жидкое мыло с дозатором – 1 шт.,

- перчатки нестерильные,

- дезинфицирующее средство.

5. Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги.

Алгоритм действий:

I. Подготовка к процедуре:

1. Проверьте целостность сантиметровой ленты, четкость обозначений.

2. Представьтесь родителям или лицу, ответственному за ребенка, объясните цель и ход предстоящей процедуры, получите их согласие.

3. Вымойте и осушите руки (с использованием мыла или антисептика).

4. Придайте пациенту удобное положение: ребенка первых месяцев жизни уложите на спину; ре­бенка, умеющего сидеть – усадите или поставьте перед собой.

II. Выполнение процедуры:

1. Ребенка раннего возраста разденьте, ребенку старшего возраста предложите освободить грудную клетку.

2. Наложите сантиметровую ленту так, чтобы она прошла сзади на уровне нижних углов лопаток, а спереди – на уров­не сосков. При этом руки ребенка должны быть опущены, а дыхание спокойное.

III. Окончание процедуры:

1. Сообщите родителям или лицу, ответственному за ребенка, о результатах измерения.

2. Наденьте перчатки и обработайте сантиметровую ленту дезинфицирующим раствором.

3. Снимите перчатки и поместите их в емкость с дезинфицирующим раствором.

4. Вымойте и осушите руки.

5. Сделайте соответствующую запись о результатах выполнения процедуры в медицинскую документацию.

Измерение окружности головы

Проводится с помощью сантиметровой ленты.

1. Требования к обеспечению безопасности труда медицинского персонала: до и после процедуры необходимо вымыть руки или обработать их антисептиком.

2. Условия выполнения простой медицинской услуги:

- амбулаторно-поликлинические,

- стационарные.

3. Функциональное назначение простой медицинской услуги: диагностическое.

4. Материальные ресурсы:

- сантиметровая лента – 1 шт.,

- жидкое мыло с дозатором – 1 шт.,

- перчатки нестерильные,

- дезинфицирующее средство.

5. Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги.

Алгоритм действий:

I. Подготовка к процедуре:

1. Проверьте целостность сантиметровой ленты, четкость обозначений.

2. Представьтесь родителям или лицу, ответственному за ребенка, объясните цель и ход предстоящей процедуры, получите их согласие.

3. Вымойте и осушите руки (с использованием мыла или антисептика).

4. Придайте пациенту удобное положение: ребенка первых месяцев жизни уложите на спину; ре­бенка, умеющего сидеть – усадите или поставьте перед собой.

III. Выполнение процедуры:

1. Наложите сантиметровую ленту так, чтобы она прошла сзади на уровне наиболее выступающей части затылочного бугра, а спереди – по надбровным дугам.

IV. Окончание процедуры:

1. Сообщите родителям или лицу, ответственному за ребенка, о результатах измерения.

2. Наденьте перчатки и обработайте сантиметровую ленту дезинфицирующим раствором.

3. Снимите перчатки и поместите их в емкость с дезинфицирующим раствором.

4. Вымойте и осушите руки.

5. Сделайте соответствующую запись о результатах выполнения процедуры в медицинскую документацию.

Оценка физического развития по центильным таблицам

В настоящее время в педиатрической практике для оцен­ки физического развития детей используются оценочные таб­лицы центильного типа. Эти таблицы позволяют определить зону («коридор»), куда попадают показатели длины тела (роста), массы тела, окружности грудной клетки обследуе­мого ребенка, в зависимости от его пола.

Таблицы составлены с учетом пола ребенка (для мальчиков и для девочек)

Отыскиваем в 1-ой графе таблицы календарный возраст ребенка, а в строке, соответ­ствующей возрасту, находим показатели его роста, массы, окружности грудной клетки. По верхней строке таблицы оп­ределяем номер «коридора» («зону») и центральный интервал, куда попали эти показатели.

После того, как определен номер коридора (зоны) для роста, массы, окружности грудной клетки, определяем соматотип и гармоничность развития ребенка.

Динамометрия

Динамометрия –метод измерения силы сжатия мышц ру­ки. Для проведения динамометрии используется ручной дина­мометр, состоящий из стальной эллипсоидной пластинки (пру­жинки), которая подвергается сжатию и растяжению. Дина­мометр имеет шкалу с двумя рядами делений, показывающую мышечную силу в килограммах.

Методика динамометрии

Ребенок стоит, ноги на ширине плеч. Рука, сила мышц ко­торой определяется, должна быть вытянута в сторону и под­нята до уровня плеч, а шкала и стрелка динамометра обра­щены к поверхности ладони. Ребенок максимально сжимает динамометр правой рукой.

Измерение проводят дважды и записывают наибольшую цифру. Аналогично измеряют силу мышц левой руки.

Полученные при динамометрии данные имеют широкие пределы колебаний. Показатели индивидуальны.

Спирометрия

Спирометрия –метод определения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) с помощью спирометра.

При определении ЖЕЛ испытуемый, находясь в положе­нии стоя или сидя, делает максимальный вдох, быстро зажи­мает нос и медленно выдыхает весь воздух через мундштук в спирометр. Измерения с некоторыми промежутками повторя­ют 2 - 3 раза и отмечают максимальный результат. Получен­ную величину ЖЕЛ сравнивают с должной величиной (см. таблицу № 17).

Таблица 17

Определение формы стопы

Для массового обследования дошкольников и школьников с этой целью проводится плантография.

Для ее проведения необходим плантограф – деревян­ная рамка высотой 2 см и размером 40 на 40 см, на нее натянуто полотно и поверх него полиэтиленовая пленка. Полотно снизу смачивается чернилами, разведенными водой 1:1 с помощью ват­ного тампона. На пол под окрашенную сторону плантографа кладется лист чистой бумаги, ребенок ставит одну ногу на полиэтиленовую пленку плантографа, окрашенная ткань про­гибается, соприкасаясь в местах давления стоп с бумагой, и оставляет на ней отпечаток стопы, аналогично делается отпе­чаток 2-й стопы.

1. Требования к обеспечению безопасности труда медицинского персонала: до и после проведения исследования необходимо вымыть руки или обработать их антисептиком.

2. Условия выполнения простой медицинской услуги:

- амбулаторно-поликлинические,

- стационарные.

3. Функциональное назначение простой медицинской услуги: диагностическое.

4. Материальные ресурсы:

- плантограф – 1 шт.,

- шпатель – 1 шт.,

- салфетки – 2 шт.,

- краситель (чернила, разведенные водой в соотношении 1:1),

- лист плотной белой бумаги,

- линейка,

- карандаш,

- жидкое мыло с дозатором или антисептик – 2 дозы.

5. Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги.

Алгоритм действий:

I. Подготовка к процедуре:

1. Представьтесь родителям или лицу, ответственному за ребенка, объясните цель и ход предстоящей процедуры, получите их согласие.

2. Вымойте и осушите руки (с использованием мыла или антисептика).

3. Попросите пациента разуться, при необходимости помогите ему.

4. Усадите ребенка на стул.

II. Выполнение процедуры:

1. Смочите полотно плантографа чернилами, разведенными водой в соотношении 1:1 с помощью шпателя, обмотанного салфеткой.

2. Подстелите под полотно плантографа лист плотной бумаги.

3. Попросите ребенка аккуратно встать на полотно плантографа.

4. Попросите ребенка сесть и поднять ноги.

5. Уберите лист бумаги с оттисками стоп пациента.

6. Предложите ребенку обуться, при необходимости помогите ему.

7. Проведите оценку плантограммы*.

III. Окончание процедуры:

1. Сообщите родителям или лицу, ответственному за ребенка, о результатах исследования.

2. Вымойте и осушите руки.

3. Сделайте соответствующую запись о результатах выполнения процедуры в медицинскую документацию.

lektsia.info


Смотрите также