Слух у новорожденного


Слух у новорожденного

Слух у ребенка начинает развиваться задолго до его появления на свет. Еще в утробе мамы малыш слышит разнообразные звуки: мамино сердцебиение, голос родителей, шум улицы, музыку и т.д. Именно поэтому после рождения кроху не пугают звуки из окружающей среды, которые он уже слышал, что не скажешь о ярком свете или новых зрительных образах, ведь они могут создавать чувство дискомфорта. С этого можно сделать вывод, читать книги, петь песенки и просто разговаривать с малюткой следует начинать, будучи еще в положении. Сразу после рождения слух у новорожденного несколько снижен, так как среднее ухо заполнено жидкостью, а полость уха заполняется воздухом постепенно и это в небольшой степени ухудшает слух. Именно поэтому новорожденные лучше всего реагируют на высокие и громкие звуки и голоса. Самостоятельно определить хорошо ли слышит малыш в первые дни после рождения, не возможно. Для этого используют специальное оборудование. Но к тому моменту, как ребенок окажется дома, он будет слышать почти на уровне взрослого и у него появятся видимые реакции на звуки. При достаточно громком звуке, младенец вздрагивает, при этом может изменяться глубина и частота дыхания, реагируют мимические мышцы лица. Позже такая реакция возникает у ребенка и на голос. Если же подобный рефлекс отсутствует, то есть основания заподозрить у малыша проблемы со звуковосприятием.В первые 2-3 недели - ребенок, как правило, вздрагивает от громких звуков, или он может развести ручки и после свести обратно, как бы обнять себя, медики называют это синдромом Моро;В возрасте 1 месяца ребенок должен реагировать на громкий звук позади себя, услышав его, он будет замирать и замолкать;В возрасте 2-3 месяцев кроха поворачивает голову в сторону звучащей игрушки или голоса, особенно если это такой родной голос мамы, малыш начинает агукать, двигать ножками и ручками. Ребенок слышит звуки на расстоянии не более 3 метров;С 3 до 6 месяцев ребенок реагирует криком на резкие, непривычные звуки;К 4-7 месяцам начинает формироваться навык поиска источника звука;К 6-7 месяцев кроха слышит звуки на расстоянии 5-6 метров;К году малыш откликается на свое имя, произносит первые слова.

Для того, чтобы проверить слух новорожденного нужно использовать громкие источники звука, которые не создают вибрацию. На звуки с вибрацией (топот ног, стук двери, удары по пеленальному столику) могут ответить и детки с нарушением слуха.

Осложнения во время беременности и родов;Перенесенные матерью во время беременности заболевания: грипп, вирусные инфекции;Тяжелая гемолитическая желтуха новорожденных;Вирусные (грипп, менингит, паротит, корь) и ЛОР-заболевания (отит, увеличенные аденоиды) ребенка; Черепно-мозговые травмы ребенка;Наследственность.

При первом же подозрении на снижение слуха и отклонение от нормального развития следует немедленно обратиться к ЛОР-врачу, а затем к сурдологу и произвести исследование слуха. Только аппаратное исследование способно дать достоверную информацию.

Дата: 2017-10-19 19:56:42

40-nedel.ru

Как определить слух у новорожденного

Ученым пока не удалось определить, отличается ли слух новорожденного от слуха взрослого человека. Как определить слух у новорожденного, и слышит ли малыш такие же звуки, как и мы. А может, звуки искажены, как и зрение новорожденного, который видит вверх ногами сразу после рождения? Предположения о том, что слышимые малышом звуки все же отличаются от того, что слышим мы, не беспочвенны.

Слуховой аппарат у новорожденного развит и готов функционировать еще до рождения малыша. Самое сложное в определении слуха у новорожденного – это то, что он еще не умеет говорить и не сможет вам ответить. Однако, если быть внимательным, то можно заметить реагирует ли малыш на звуки, что будет означать, что он их слышит.

Задержка развития мозговой деятельности и речи малыша может быть неразрывно связана с врожденной глухотой малыша. Поэтому, чем раньше вы заметите, что малыш не различает звуки, тем лучше будет для него.

Несколько способов для того, чтобы проверить слух у новорожденного, помогут вам в раннем определении уровня слуха только что родившегося малыша.

Если вы, проверяя слух у новорожденного, обнаружили какие либо отклонения от норм, то лучше не тянуть. Обратитесь к врачу – сурдологу. Он поможет вам решить проблему или же сгладить последствия.

Различные методы определения слуха у новорожденных в медицинских центрах помогут молодым родителям быстро определить причины слабого слуха или его отсутствия, а главное, вовремя начать лечение, если таковое потребуется. Будьте внимательны к своему пузенышу и он всегда будет в порядке!

(No Ratings Yet)  Loading ...

puzenush.ru

Зрение и слух новорожденного

Наблюдая за своим новорожденным ребенком, родители всегда хотят как можно лучше понять его. Что чувствует малыш? Чего ему хочется? Как воспринимает окружающий его мир? Разумеется, органы чувств новорожденного имеют свои особенности, о которых нужно знать. Зрение и слух крохи отличаются от взрослого, это необходимо учитывать, общаясь с малышом.

Мама, я тебя вижу!

Отличать свет от тьмы кроха научился еще до рождения – дети открывают глаза и реагируют на свет еще находясь в материнской утробе. Однако на момент рождения глазные мышцы и нерв сформированы не полностью. Из-за этой незрелости ребенок в первые недели жизни видит все как в легкой дымке.

Он различает силуэты, отличает свет от темноты, но пока не способен рассмотреть детали. Также в течение первых недель малыш не в состоянии различать оттенки. Однако эта незрелость органов зрения быстро проходит, и родители с радостью отмечают, что малыш проявляет все больший интерес к окружающим его людям и предметам.

Если говорить о динамике, заметные перемены в поведении ребенка наблюдаются примерно в три недели. До этого возраста ребенок, как правило, лишь зажмуривается от яркого света и поворачивает голову к его источнику.

С трех недель кроха способен ненадолго удерживать взгляд на предметах и наблюдать за их движением. В это время мама и папа могут демонстрировать малышу игрушки или крупные картинки, водить их из стороны в сторону – и ребенок будет стараться следить за таким передвижением. Пока это длится меньше минуты, однако с каждым днем малыш способен все дольше удерживать зрительный контакт.

Поначалу ребенок будет следить за предметами, движущимися лишь вправо или влево, однако к трем месяцам он наверняка освоит все направления движения. Играя с малышом, можно использовать погремушки: они привлекают не только зрительное внимание, но и слуховое. Если ребенок будет наблюдать за передвижением погремушки и в какой-то момент потеряет ее из виду, он быстрее сориентируется и найдет интересующий его предмет по звуку.

После месяца ребенок начинает видеть окружающий его мир все четче. Он различает детали, начинает узнавать лица членов семьи. Уже в два месяца многие мамы отмечают, что дети узнают их лица, а не только их голос и запах.

Важно помочь крохе развивать зрение. Для этого в комнате, в которой находится ребенок, должно быть хорошее освещение. Это поможет малышу быстрее научиться различать цвета и детали. Первые игрушки должны быть достаточно яркими, без обилия мелких деталей. Уже с месяца над кроваткой и в коляске можно подвесить игрушки или погремушки. Обратите внимание, они должны располагаться на расстоянии не меньше, чем 40 см от глаз ребенка. Это правило распространяется также на различные игровые центры, коврики и т.д.

Звуки окружающего мира

Слух новорожденного ребенка развит лучше, чем зрение, однако и он еще не сформирован окончательно. На этапе внутриутробного развития малыш учился различать звуки, тренировал свой слух, однако лишь после рождения полость уха заполняется воздухом. Это происходит постепенно, все это время слух младенца несколько снижен.

На заполнение полости уха воздухом уходит несколько дней и, как правило, к моменту выписки из роддома новорожденный слышит так же хорошо, как взрослые. Однако он не реагирует на большинство звуков, поскольку не понимает их.

Единственная реакция, которая наблюдается у всех новорожденных, это реакция на внезапный громкий звук. Услышав стук, звон или другой громкий звук, младенец вздрагивает, инстинктивно взмахивает ручками, словно хочет обнять себя, его дыхание учащается. В то же время, спокойный, размеренный звук успокаивает детей. Часто малыши затихают благодаря тихой музыке или… звуку работающей техники и журчанию воды из-под крана.

Умение слушать и воспринимать звуки развивается очень быстро. После месяца детки реагируют на источник звука, поворачивая к нему голову. Месячный ребенок в состоянии различить привычный голос, а после трех месяцев – определить характер интонаций.

В первые месяцы жизни малыша закладывается восприятие звукового режима. Поскольку дети слышат все, но не на все реагируют, нет необходимости поддерживать в доме полную тишину. Разумеется, громкие звуки также не пойдут крохе на пользу, но спокойный разговор или музыка средней громкости не должны мешать ему.

Как видите, для человека, который только начинает свой жизненный путь, новорожденный ребенок умеет не так и мало. Он различает свет и тьму, шум и тишину, и это значит, что очень скоро он сформирует для себя закономерность: днем светло и шумно, ночью темно и тихо. По этой причине старайтесь в ночное время избегать резких звуков и яркого освещения в детской комнате.

Внимательно наблюдайте за своим маленьким исследователем – и вы научитесь видеть и слышать мир таким, каким воспринимает его малыш.

Анастасия Михайлюк специально для www.kinderok.ru. При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.kinderok.ru обязательна.

www.kinderok.ru

Слух младенца

Еще в роддоме новорожденного обследуют самые разные специалисты. И одним из таких обследований становится проверка слуха ребенка.

Слух – одна из самых важных функций в организме человека. Слух необходим, чтобы научиться говорить: слыша звуки, маленький ребенок со временем начинает повторять их, развивая свою речь. Если же ребенок слышит плохо, по мере взросления у него могут возникнуть и проблемы с развитием речи, так как, согласитесь, довольно сложно воспроизводить то, чего не слышишь. 

Зачаток органа слуха и равновесия появляется у будущего младенца в начале четвертой недели беременности. Развивается он постепенно сразу в нескольких направлениях (внутренне ухо, среднее ухо, наружное ухо). При появлении малыша на свет ухо ребенка заполнено первородным калом и родовыми водами, а полностью ушки сформируются только к четырем годам жизни. На любом этапе развития ушек малыша может произойти какой-нибудь сбой, что-то повлияет на процесс. Поэтому очень важно проверять слух младенца.

Полная глухота или тугоухость (когда человек слышит плохо) могут быть врожденными  и приобретенными. Врожденная глухота может быть  результатом неправильного развития какого-нибудь элемента органа слуха; повредить формирующееся ушко ребенка во время внутриутробного развития могут инфекционные заболевания, перенесенный мамой – краснуха, корь, грипп, герпес, особенно опасные в первые четыре месяца беременности. Нарушение слуха у ребенка может быть следствием воздействия на организм мамы радиоактивного излучения, алкоголя, токсических веществ - хинина, салициловых препаратов, ототоксических антибиотиков – стрептомицина, гентамицина, амикацина, тобрамицина и др. Неблагоприятными факторами для развития слуха малыша могут стать токсикозы во время беременности, гемолитическая болезнь новорожденных (несовместимость мамы и ребенка по резус-фактору), асфиксия новорожденного, недоношенность, маленькая масса тела при рождении (менее 1500гр.), переношенность (рождение после 40 недели), патология челюстно-лицевого скелета новорожденного малыша, проведение интенсивной терапии после рождения – искусственная вентиляция легких, длящаяся 5 дней и дольше.

Полную или частичную потерю слуха, развившиеся и проявившиеся после рождения, специалисты рассматривают как приобретенную. Вызывающих их причин множество: это острые и хронические заболевания среднего уха, акустические травмы и травмы черепа, инфекционные заболевания – менингит, грипп, корь, паротит. К снижению слуха могут привести сосудистые нарушения, возрастные изменения, различные отравления (ртутью, мышьяком, хинином; также на слух ребенка могут подействовать ототоксические антибиотики, влияние которых на орган слуха, кстати, усиливается при заболевании почек).

Новорожденный малыш различает только звонкие высокие тона и не реагирует на низкие и тихие. К 4-6 месяцам у ребенка появляется способность локализовать звуки. У хорошо слышащего малыша с полугода способность реагировать на звуки лепетом, воркованием, поворотом головы в сторону источника звука становится очевидной для родителей, родственников, врачей. С 9 месяцев появляется способность подражать звукам, повторять некоторые из них. После этого возраста малыши начинают понимать значение звуков, осмысливать речь. Речь ребенка развивается параллельно со слухом. Можно сказать, ребенок говорит то, что слышит, и так, как слышит.

Распознать в первые месяцы жизни, что слух у младенца снижен или отсутствует, весьма трудно. Даже полностью лишенный слуха младенец в определенные моменты плачет и может ворковать, из-за чего окружающие и не подозревают, что у ребенка могут быть проблемы со слухом. Только позднее, когда нормально развивающиеся дети начинают лопотать более-менее осмысленно, а ребеночек с плохим слухом – нет, у родителей появляются подозрения и опасения. Зачастую к специалистам обращаются довольно поздно.

Слух новорожденного младенца проверяют, регистрируя безусловные рефлексы, реакцию ребенка на некий звук. К таким реакциям относятся мигание век, замирание или «застывание» ребеночка, движение, разведение в стороны ручек и ножек, вздрагивание всего тела, сосательные движения, изменение ритма дыхания, широкое открывание глаз, пробуждение спящего ребенка. Казалось бы, процедура не сложная, но она требует специальной подготовки проверяющего. Такая оценка реакции младенца довольно субъективна; важно не принять обычную подвижность ребенка за реакцию на звук.  Ребеночек, которому проверяют слух, должен быть спокоен и здоров (не простужен, например), чтобы врачи могли отличить его реакцию на звук от беспокойства из-за некомфортного состояния.

Существуют и другие методы определения слуха у маленьких детей. К ним относится компьютерная электроэнцефалоаудиограмма. Такое исследование функции слуха ребенка проводят под легким наркозом. Малышу подаются определенные сигналы, и если  слух не нарушен, то в коре головного мозга возникают ответные реакции. Компьютер их регистрирует, суммирует и выдает заключение о том, слышит ли малыш и насколько хорошо он слышит.

Проверить малыша можно и с помощью ориентировочной аудиометрии. При этом способе проверки используются не только звуковые, но и визуальные сигналы – картинки, свет. Любой малыш, даже прекрасно слышащий, прежде всего обратит внимание на картинку или игрушку, а уж потом повернется в ту сторону, откуда исходит звук. Но если ребенок заинтересован только изображением и не реагирует на звуковые раздражители, у него можно заподозрить снижение слуха. Это весьма упрощенное объяснение метода аудиометрии, и, разумеется, проводить такое испытание следует специалисту.

Знание неблагоприятных для слуха факторов позволяет не допустить их в жизнь ребенка. Чтобы малыш хорошо слышал, профилактику глухоты и тугоухости надо начинать еще с женской консультации. Принимать во время беременности те антибиотики, которые могут способствовать снижению слуха ребенка, следует только по специальному назначению врача, только в прописанном количестве. Нужно беречься от вирусов и инфекций, а когда появится малыш, тщательно следить за его здоровьем.

Если все-таки вас постигла такая беда, не отчаивайтесь. Вылечить врожденные нарушения слуха не представляется возможным на сегодняшний день, но их можно не пускать на самотек. Вовремя обратитесь к докторам за помощью и реабилитацией. Сурдопедагоги и логопеды обучают детей речи, благодаря чему ребенок может на равных общаться и с теми, кто не слышит, и со слышащими людьми. Также не стоит бояться слуховых аппаратов. Понятие о том, что это приспособление мешает развиваться оставшемуся у ребенка слуху, неверно. Слуховые аппараты поддерживают восприятие ребенком окружающих его звуков, малыш адекватно воспринимает   мир, учится говорить так же, как и другие дети.

Если ребенок со сниженным слухом научился общаться с окружающими, реабилитация считается успешной. Однако родители должны понимать, что работа на этом не закончена. От семьи и друзей зависит то, как малыш приспособится к миру без звуков, будет ли он чувствовать себя полноправной частью этого мира.

© О. Баженова, 2006

www.deti.by


Смотрите также