Психическое развитие новорожденного


Психологическое развитие младенца

За первый год дитя достигает огромных успехов в физическом плане. Колоссальными темпами меняется и его психологическая сторона, кроха начинает разбираться в свойствах окружающего мира и в особенностях взаимоотношений.

Психологическое развитие детей происходит одновременно с обретением физических навыков в определенном порядке. По тому, как младенец ведет себя и что уже умеет делать, специалисты определяют, развивается ли грудничок правильными темпами. Если психомоторное развитие ребенка идет не стандартными темпами и задерживается, такая ситуация требует особого внимания, ведь она может сигнализировать о наличии неврологических проблем. Отстающее двигательное или психологическое развитие детей нуждается в своевременной коррекции.

Мозг новорожденного

Психологическое развитие детей начинается еще во внутриутробный период. Природа одаривает ребенка врожденными рефлексами, которые оберегают малыша, пока он не наработал собственного опыта и не научился управлять собственным телом. Созревание мозга с первых дней жизни грудничка стимулируется работой анализаторов: сначала кожей, потом слуховыми и зрительными органами. Впоследствии малыш накапливает когнитивное познание, исследуя мир и свойства предметов самостоятельно: он хватает предметы, бросает их, оценивает, как они звучат.

Чтобы психическое развитие ребенка первого года жизни и развитие мозга проходило как положено, родителям следует «заставлять» его работать:

Формирование личности младенца

В первый год у детей происходит закладка личности. Все качества, которыми будет обладать ребенок, незаметно формируются в ходе ежедневного общения с родными. Малыш привязывается к близким, начинает испытывать любовь к ним, тянется к определенным игрушкам.

Врожденные особенности нервной системы закладывают основы темперамента ребенка, а условия, в которых он проживает, — окончательно формируют его. Младенец прекрасно чувствует наше настроение, следит за нашим поведением и поступками, а впоследствии начинает копировать нас же.

При этом характер детей может кардинально меняться под воздействием возрастных психологических кризисов, которые происходят в период младенчества. Самый крупный из них приходится на конец первого года жизни и связан с активным изучением мира и свойств предметов. Ребенок, научившись ходить, начинает обладать определенной мобильностью и может передвигаться самостоятельно.

Любознательность заставляет малышей активно изучать предметы и их свойства, особенно сильно детей тянет к запретному. Они словно проверяют границы дозволенного, пробуют, что можно делать, а за что последует наказание. Подобные исследования нужны для формирования самосознания грудничка, а вы должны его корректировать с помощью мягкого воспитания.

В этот период младенец может резко стать капризным, начинать истерики, услышав запрет от родителей, бросать вещи и даже поднимать на близких руку. Вам не нужно пугаться и корить себя, что вы воспитали кроху как-то не так: такое поведение у годовалых детей — возрастная норма, и скоро скорректируется самостоятельно.

Эмоции

Проявление эмоций — очень важный аспект психологического развития и формирования самосознания малыша до года. Чувства ребенка постепенно, по мере созревания его нервной системы, начинают раскрываться.

  1. У новорожденного преобладают отрицательные эмоции. Среда, в которую дитя попадает после рождения, очень агрессивна, и поэтому малыш постоянно плачет — из-за дискомфорта, голода, боли или действий над ним.
  2. Постепенно кроха начинает переживать и положительные эмоции. Младенец привыкает к близким, узнает их и радуется их появлению.
  3. Научившись управляться со своими руками, младенец искренно радуется, когда ему удается схватить и удержать в руке игрушку.
  4. Полугодовалый ребенок радуется новинкам — купленным или вытащенным из «закромов» забытым игрушкам.
  5. С 7 месяцев грудничок сильно привязывается к матери и может испытывать ревность, если она держит на руках домашнее животное, чужого ребенка или просто обнимается с папой.

Темпы развития

В период младенчества происходит стремительное развитие мозга крохи, а вместе с ним расширяется и психологическое познание дитя. Задача родителей — окружить грудничка так называемой «развивающей средой», которая будет способствовать быстрому освоению необходимых навыков, ведь познавательное развитие младенца происходит ежедневно параллельно с его физическим развитием.

Первое полугодие

1 месяц

В возрасте 10 дней новорожденный может следить за движущимся крупным предметом. Чтобы помочь важному анализатору — глазам — развиться, вы должны несколько раз в день тренировать их, пронося на расстоянии 40-60 см от лица малыша яркую игрушку. Зрительные органы очень важны для когнитивного опыта младенца, с их помощью он видит и может впоследствии анализировать увиденное.

2 месяц

На втором месяце кроха начинает свое физическое развитие, а вместе с ним продолжается и психологическое. Его мышцы укрепляются, и он уже способен, лежа на животике, удерживать головку. Сейчас нужно продолжать тренировать глаза, располагая игрушки на расстоянии от малыша, а также окружать грудничка разными звуками.

3 месяц

На третьем месяце младенец начинает общение с близкими, он учится пользоваться своим голосом, и вы можете услышать в детской гуление. Грудничок уже улыбается, увидев вас или услышав знакомый голос. Его глазки достаточно крепнут, чтобы он мог долго следить за движущимися объектами — сейчас самое время повесить над кроваткой мобиль, желательно со сменными игрушками. Так вы сможете перевешивать их, когда малышу наскучат предыдущие.

4 месяц

Когнитивное познание на четвертом месяце формируется не только благодаря увиденному или услышанному крохой, но и из осязания. Младенец случайно натыкается ручками и ножками на предметы и прислушивается к звукам, которые издают от удара игрушки. Для развития грудничка будет полезно, если вы повесите погремушку-растяжку так, чтобы он мог задеть ее. Трогая ее, добиваясь от игрушки звучания, ребенок будет познавать свойства объектов.

5 месяц

На пятом месяце в психологическое поведение детей добавляется «комплекс оживления», когда они, увидев близкого человека, начинают радоваться и активней двигаться. Ребенок уже умеет смеяться, а в «арсенале» родителей должно накопиться несколько эффективных способов добиться от крохи заразительного смеха. Дитя подолгу гулит, вслушивается в то, что у него получается произнести и анализирует. Малыш учится управлять своими ручками и может самостоятельно хватать игрушки, рассматривать их и пробовать «на зуб».

Сейчас самое время окружить кроху разнофактурными предметами — кладите рядом с ним мягкие и твердые, теплые и прохладные, гладкие и шероховатые, звенящие и шуршащие объекты различных цветов. Ощупывая их и помещая в ротик, кроха будет получать тактильный опыт.

6 месяц

К шести-семи месяцам уже видна привязанность детей к тем людям, что окружают его ежедневно. Они тянутся к родным, а к незнакомцам относятся с опаской. Это очень важный момент в формировании самосознания дитя — малыш учится разделять окружающих на «своих» и «чужих». До года возрастная боязнь незнакомцев должна еще больше усилиться.

Сейчас грудничок понимает разницу между строгой и ласковой интонацией и реагирует на нее. Теперь вы можете усилить элементы воспитания, голосом показывая, когда вы довольны, а когда огорчены. Младенчество — важный этап формирования личности ребенка и его самосознания, и именно сейчас он учится взаимодействовать с людьми. Начав процесс воспитания сейчас, вы сможете направить малыша по верному пути.

Второе полугодие

Многим родителям кажется, что во втором полугодии кроха развивается быстрей, не только с физической, но и психологической стороны. На самом деле темпы нисколько не меняются, просто в первые полгода младенец словно подготавливается, накапливает силы, когнитивный опыт и укрепляет мышцы, чтобы освоить необходимые двигательные навыки.

7 месяц

На седьмом месяце большинство детей полностью осваивают перевороты, а некоторые даже начинают ползать. Лепет перерастает в слоги, состоящие из разных звуков. Ребенок подолгу может лежать и проговаривать разные их сочетания, зачастую придавая своей речи узнаваемый ритм любимых стихов или подслушанного телефонного разговора.

Продолжается наработка тактильного опыта — малыш уже умеет перекладывать объекты из одной руки в другую. Некоторые дети любят бросать игрушки или соски: это не бунтарство, а один из видов исследования мира. Изучая свойства предметов, малыш нарабатывает когнитивное понимание сути вещей, получает свой собственный опыт взаимодействия с окружающей дитя средой.

8 месяц

На восьмом месяце грудничок продолжает изучать свойства предметов — бросает их, стучит ими о твердую поверхность. Ребенок уже знает названия предметов и может показать, где находятся «статичные» объекты — окно, штора, дверь, настенные часы. Малыш активно знакомится с миром и нарабатывает собственный опыт, ошибки и победы, которые он ежедневно совершает, очень важны для формирования его самосознания.

9 месяц

Девятый месяц характеризуется относительной усидчивостью малыша. Он уже может ползать и довольно уверенно сидит, и способен надолго увлечься игрушками. Младенец наблюдает за действиями родителей с предметами и повторяет их: катает мяч или машинку, кормит и поит своих кукол, заботливо укладывает спать любимцев.

10-11 месяцы

На десятом-одиннадцатом месяце продолжает активно формироваться речь ребенка. Он уже осваивает несколько слогов и постоянно их повторяет. Это уже не экспериментальное перебирание звуков, а осознанное произнесение. Ваша задача воспользоваться тем, что кроха копирует ваши движения и ежедневно делать с ним артикуляционные упражнения, провоцируя его произносить вслед за вами звуки.

Малыш хорошо запоминает названия предметов и может подать вам названный объект. Активно нарабатывайте пассивный словарный запас дитя, комментируя свои действия и обучая словам во время игры или процесса воспитания.

1 год

К двенадцати месяцам малыш не только должен научиться ходить с поддержкой, но и освоить произношение первых слов. Это будут простые или звукоподражательные наименования (мама, би-би, баба, папа, аф-аф, дай), некоторые дети выдумывают и свой собственный язык. Родители должны помогать крохе осваивать речевые навыки, ежедневно занимаясь с ним, постоянно разговаривая и комментируя свои действия.

newbabe.ru

5.Характеристика психического развития новорожденного и младенца.

Первый год жизни ребенка можно разделить на два периода: новорожденности и младенчества. Периодом новорожденности называется промежуток времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и длится от рождения до появления «комплекса оживления» (в 4–6 недель). Период младенчества длится от 4–6 недель до одного года.

Кризис новорожденности – это непосредственно процесс рождения. Психологи считают его тяжелым и переломным моментом в жизни ребенка. Причины этого кризиса следующие:

1) физиологические. Ребенок, рождаясь, физически отделяется от матери, что уже является травмой, а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия (холод, воздушная среда, яркая освещенность, необходимость смены питания);

2) психологические. Отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло, что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги.

Психика новорожденного ребенка располагает набором врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ему в первые часы жизни. К ним относятся сосательный, дыхательный, защитный, ориентировочный, хватательный («цеплятельный») рефлексы. Последний рефлекс достался нам от предков-животных, но, будучи не особенно нужным, он вскоре исчезает.

Кризис новорожденности является промежуточным периодом между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Данный период характеризуется тем, что в этом возрасте ребенок в основном спит. Поэтому, если бы рядом не было взрослых, он через некоторое время мог бы погибнуть. Взрослые окружают его заботой и удовлетворяют все его потребности: в еде, питье, тепле, общении, спокойном сне, уходе, гигиене и др.

Ребенок считается не приспособленным к жизни не только потому, что не может удовлетворить свои потребности, но и потому, что у него пока нет ни одного сформированного поведенческого акта. Наблюдая за ним, можно заметить, что даже сосанию ребенка приходится учить. Отсутствует у него и терморегуляция, зато развит инстинкт самосохранения: приняв внутриутробную позу, он уменьшает площадь теплообмена.

Период новорожденности считается временем адаптации к новым условиям жизни: постепенно увеличивается время бодрствования; развивается зрительное и слуховое сосредоточение, т. е. возможность сосредоточиться на зрительном и слуховом сигналах (подробно об этом см. 6.2); развиваются первые сочетательные и условные рефлексы, например на положение при кормлении. Идет развитие сенсорных процессов – зрения, слуха, осязания, причем оно происходит значительно быстрее, чем развитие моторики.

6.5. Ведущий вид деятельности в раннем детстве

В раннем детстве ведущей становится предметная деятельность, которая влияет как на психическое развитие, так и на общение с взрослыми.

В младенчестве деятельность носит манипулятивный характер: ребенок может повторить действия, показанные взрослым, перенести усвоенное действие на другой предмет, освоить некоторые собственные действия. Но, манипулируя, ребенок использует только внешние свойства и отношения предметов. В раннем детстве предметы становятся для ребенка не просто объектом, а вещью, имеющей определенное назначение и определенный способ употребления. Ребенок старается овладеть все новыми и новыми действиями предмета, а роль взрослого заключается в наставничестве, сотрудничестве, помощи в затруднительных ситуациях.

Совершая манипуляции с предметом в конце младенческого возраста и в начале раннего детства, ребенок никогда не сможет понять его функции. Например, он может бесконечное число раз открывать и закрывать дверцу шкафа, но никогда не поймет ее функционального назначения. Объяснить, для чего нужна та или иная вещь, может только взрослый.

Усвоение назначения предмета не гарантирует, что ребенок станет употреблять его только по назначению, но важно то, что он будет знать, как, когда и где это следует делать. Например, узнав, что карандаши нужны для письма и рисования, ребенок тем не менее может катать их по столу или что-нибудь строить из них.

Сначала действие и предмет в понимании ребенка тесно связаны между собой. Примером тому может служить следующий факт: он не может причесаться палочкой или попить из кубика. Но со временем происходит отделение предмета от действия.

Выделяют три фазы развития связи действия с предметом:

1) с предметом могут выполняться любые действия;

2) предмет употребляется только по назначению;

3) свободное употребление предмета возможно, но только в том случае, когда известно его истинное назначение.

Д.Б. Эльконин выделил два направления развития предметной деятельности:

1. Развитие действия от совместного со взрослым до самостоятельного исполнения.

Путь развития действия от совместного к самостоятельному был исследован И.А. Соколянским и А.И. Мещеряковым. Они показали, что сначала ориентация, исполнение и оценка действия находятся в ведении взрослого. Проявляется это, например, в том, что взрослый берет ручки ребенка и производит ими действия. Потом выполняется частичное или совместное действие, т. е. взрослый начинает его, а ребенок продолжает. Затем действие исполняется на основе показа и, наконец, на основе речевого указания.

2. Развитие средств и способов ориентации ребенка в условиях осуществления действия. Она проходит несколько этапов. Первый этап состоит:

а) в неспецифическом использовании орудий (манипуляция предметами);

б) использовании предмета, когда еще не сформированы способы его применения, например, ребенок понимает, для чего нужна ложка, но при еде берет ее очень низко;

в) овладении специфическим способом употребления.

Второй этап наступает, когда ребенок начинает производить действия в неадекватной ситуации. Иными словами, происходит перенос действия с одного предмета на другой, например, ребенок, научившись пить из кружки, пьет из стакана. Отмечается также перенос действия по ситуации, например, научившись обувать ботинки, ребенок старается натянуть их на мячик.

Третий этап сопровождается возникновением игрового действия. Здесь взрослый не говорит ребенку, что ему делать, как надо играть или употреблять предмет.

Постепенно ребенок начинает соотносить свойства предметов с операциями, т. е. учится определять, что предметом лучше всего можно делать, какие операции больше всего подходят к конкретному предмету.

Этапы формирования таких закреплений были выявлены П.Я. Гальпериным. Он считал, что на первой стадии ребенок варьирует свои действия исходя не из свойств орудия, которым он хочет достать нужный ему предмет, а из свойств самого предмета. Данную стадию он назвал «целенаправленные пробы». На второй стадии – «подстерегание» – ребенок находит эффективный способ действия с предметом и пытается повторить его. На третьей стадии – «стадии навязчивого вмешательства» – он старается воспроизвести эффективный способ воздействия и овладеть им, на четвертой стадии открывает способы регулирования и изменения действия, учитывая условия, в которых его придется выполнять.

Значимыми для психического развития оказываются соотносящие и орудийные действия.

Соотносящие действия состоят в приведении нескольких предметов в определенные пространственные взаимодействия – это, например, складывание пирамидок из колец, использование сборно-разборных игрушек и т. д.

Орудийные действия – это действия, в которых один предмет употребляется при воздействии на другие предметы. Орудийными действиями ребенок овладевает в процессе обучения под руководством взрослого.

Было установлено, что орудийные действия могут являться показателем интеллектуального развития детей, а предметные указывают на степень их обучения, широту контактов со взрослыми.

К концу раннего детства в предметно-орудийной деятельности зарождаются игра и продуктивные виды деятельности.

studfiles.net

Тема 1. Развитие ребенка в период новорожденности

Тема 1. Развитие ребенка в период новорожденности

1. Физическое развитие новорожденного.

2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности.

1. Физическое развитие новорожденного

Хронологические границы: От появления на свет до 1,5 – 2 месяцев.

Кризис новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Период новорожденности считают кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру.

Кризис новорожденности ‑ промежуточный период  между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность, полная зависимость. Большую часть времени ребенок проводит во сне или в дремотном состоянии, постепенно начинают проявляться короткие периоды бодрствования. Активный характер, которому придают слуховое и зрительное сосредоточение.

Физическое развитие. Приспособиться к новым условиям жизни ребенку помогают безусловные рефлексы.

Таблица -  Рефлексы новорожденного

Название рефлекса

Описание

Время исчезновения

Рефлекс Моро

Когда ребенка резко опускают или поднимают на несколько дюймов, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки.

Обычно после 4 го месяца.

Шейно-тонический рефлекс

Когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика.

После

4-го месяца.

Рефлекс шагания

Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступени о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу.

После

2 -го

или 3- го месяца

Рефлекс опоры

Близок к рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребенка касаются края стола, он пытается встать на него.

После

2 -го

месяца.

Хватательный рефлекс кисти.

Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики крепче.

После

5 -го

месяца.

Рефлекс Бабкина

При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза.

После 4-го

 месяца

Хватательный рефлекс стопы.

Аналогичен рефлексу кисти. Если слегка нажать кончиками пальцев на переднюю часть подошвы, у ребенка произойдет тоническое сгибание пальцев стопы.

После 9 го гомесяца

Рефлекс Бабинс

кого

Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев.

После 6 го

месяца.

Рефлекс «поиска груди»

Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ища сосок.

После 3 го или 4 –го месяца

Сосате

льный рефлекс

Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его. Совершая ритмичные сосательные движения.

Плавательный рефлекс

Ребенок пытается совершить координированные плавательные движения, если поместить в воду животом вниз.

После 6-го

месяца.

Рефлекс «с глаз на шею»

Если держать ребенка вертикально, придерживая его голову сзади, то при освещении глаз его голова быстрым движением откидывается назад.

После 5-го месяца

Зрачко

вый рефлекс

Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении.

Сохраняется в течение жизни

Врожденные защитные рефлексы: ребенок кашляет, чихает, моргает, жмурится, вздрагивает, тоненько кричит, сморщив личико. Зрачковый рефлекс: зажмуривание от яркого света. Атавистический рефлекс – ребенок так крепко хватается за палец взрослого, что можно его поднять на этом и удержать в воздухе около минуты.

Таблица - Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы

Раздражители

Рефлексы

1. Действие яркого света

2. Шлепок по переносице

3. Хлопок руками возле головы ребенка

4. Поворот головы ребенка направо  

5. Разведение локтей в сторону

6. Нажатие пальцем на ладонь ребенка

7. Нажатие пальцем на подошву ребенка

8. Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке

9. Укол булавкой подошвы

10. Поднимаем лежащего животом вниз ребенка

1. Глаза закрываются

2. Глаза закрываются

3. Глаза закрываются

4. Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается

5. Руки быстро сгибаются

6. Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются

7. Пальцы ног сжимаются

8. Большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются

9. Колено и стопа сгибаются

10. Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги.

Акт рождения – это смена среды существования, изменение всей жизнедеятельности, изменение всех функций организма ‑ дыхания, кровообращения, питания, выделения. Ребенок рождается с нервной системой, готовой к деятельности в новых условиях.

Кожа очень тонкая, нежная, легко ранима и подвержена самым разным заболеваниям. Усиленно работают сальные железы, поэтому у многих младенцев можно наблюдать на носу белые зерна жира, которыми закрыты поры, так как потовые железы развиты недостаточно.

Ногти у новорожденных развиты хорошо, очень длинные и покрывают кончики пальцев. Волосы на голове бывают разной длины, густоты и цвета. Цвет глаз в первые два месяца может измениться.

Кости скелета содержат еще мало солей извести, а некоторые состоят только из хрящей. На голове между костями есть промежутки ‑ швы, а места расширения швов - роднички. Большой родничок открыт, малые роднички и боковые закрыты. Присмотревшись к голове ребенка, можно заметить, как пульсирует большой родничок.

Мускулатура развита еще недостаточно. Ребенок сохраняет, как бы внутриутробное положение ‑ руки и ноги согнуты и подтянуты к туловищу.

Ведущая деятельность ‑ эмоциональное общение.

Психическое развитие. Ощущениея недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Выготский Л.С. считал, что чувственные эмоциональные состояния или эмоционально подчеркнутые состояния ощущений наиболее характерны для ребенка.

Восприятие. Возникновение слухового сосредоточения на 2-3 неделе, на 3-4 недели сосредоточение возникает на голос. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе внешне проявляется в замирании и задерживании взгляда на ярком предмете.

Психическая жизнь. Главным образом связана с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Все находится в состоянии негармоничного разлада. Поведения в собственном смысле слова еще  нет. В период новорожденности наблюдается исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения (Л.С. Выготский).

Появление комплекса оживления знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития ‑ стадии младенчества, а также в «комплексе оживления» проявляется основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.

Эмоциональное развитие. Эмоции, как правило, носят отрицательный характер.

Приобретая способность реагировать на лицо мамы ребенок, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи.

Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться – комплекс оживления. В опытах М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой.

Улыбка новорожденного, первая настоящая улыбка – это обращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. Это большое событие происходит в конце первого, начале второго месяца жизни.

Новообразования. К концу 1 месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).

Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.

Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрослыми [В.С. Мухина]; потребность во впечатлениях [Л.И. Божович].

Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка, при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорожденный переживает как субъективные состояния.

Задания для самостоятельной работы

1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:

     1. Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первый месяц жизни // Вопросы психологии. – 1993. ‑ №3. ‑ С.17.

  2. Кушнеренко Е.В., Батуев А.С., Быстрова П.С. Реакции новорожденного на обонятельные стимулы // Психологический журнал. – 1999. ‑ № 5. ‑ С. 89

2. Законспектируйте материалы современных исследований.

3. Дайте ответы на следующие вопросы:

     1. Следует ли приучать ребенка к соске?

     2. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий головного мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания ребенка.

Список рекомендуемой литературы

1. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. Эмбриология человека. ‑ М.: Знание, 1991.

2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. ‑ М.: Педагогика, 1990.

3. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка: Собр. соч.: Т.6. ‑ М.: Педагогика, 1984.

4. Карандашев Ю.Н. Психология развития. Введение. ‑ Минск: , 1997.

5. Карлссон Л., Карлссон В., Оккерман М. Ребенок от 0 до 2 лет. М.: Знание, 1983.

6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2001.

7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. ‑ М.: Изд-во РОУ, 1996.

8. Бауер Т. Психическое развитие младенца. ‑ М., 1979.

9. Мухина В.С. Детская психология. ‑ М., 1998.

ebooks.grsu.by

Тема 5. Психическое развитие новорожденного, младенца

Первый год жизни ребенка можно разделить на два периода: новорожденности и младенчества. Периодом новорожденности называется промежуток времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и длится от рождения до появления «комплекса оживления» (в 4–6 недель). Период младенчества длится от 4–6 недель до одного года.

Кризис новорожденности – это непосредственно процесс рождения. Психологи считают его тяжелым и переломным моментом в жизни ребенка. Причины этого кризиса следующие:

1) физиологические. Ребенок, рождаясь, физически отделяется от матери, что уже является травмой, а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия (холод, воздушная среда, яркая освещенность, необходимость смены питания);

2) психологические. Отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло, что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги.

Психика новорожденного ребенка располагает набором врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ему в первые часы жизни. К ним относятся сосательный, дыхательный, защитный, ориентировочный, хватательный («цеплятельный») рефлексы. Последний рефлекс достался нам от предков-животных, но, будучи не особенно нужным, он вскоре исчезает.

Кризис новорожденности является промежуточным периодом между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Данный период характеризуется тем, что в этом возрасте ребенок в основном спит. Поэтому, если бы рядом не было взрослых, он через некоторое время мог бы погибнуть. Взрослые окружают его заботой и удовлетворяют все его потребности: в еде, питье, тепле, общении, спокойном сне, уходе, гигиене и др.

Ребенок считается не приспособленным к жизни не только потому, что не может удовлетворить свои потребности, но и потому, что у него пока нет ни одного сформированного поведенческого акта. Наблюдая за ним, можно заметить, что даже сосанию ребенка приходится учить. Отсутствует у него и терморегуляция, зато развит инстинкт самосохранения: приняв внутриутробную позу, он уменьшает площадь теплообмена.

Период новорожденности считается временем адаптации к новым условиям жизни: постепенно увеличивается время бодрствования; развивается зрительное и слуховое сосредоточение, т. е. возможность сосредоточиться на зрительном и слуховом сигналах (подробно об этом см. 6.2); развиваются первые сочетательные и условные рефлексы, например на положение при кормлении. Идет развитие сенсорных процессов – зрения, слуха, осязания, причем оно происходит значительно быстрее, чем развитие моторики.

5.2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности

В этот период ребенок умеет различать соленый, горький, сладкий вкус и реагировать на звуковые раздражители. Однако самым важным моментом в его психическом развитии является возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение возникает в 2–3 недели. Ребенок замирает и замолкает при резком звуке, например хлопнувшей двери. На третьей-четвертой неделе он уже реагирует на голос человека. Проявляется это следующим образом: он не только замирает, а еще и поворачивает голову в сторону его источника. На третьей-пятой неделе появляется зрительное сосредоточение. Это происходит так: ребенок замирает и ненадолго задерживает взгляд на ярком предмете, который попал в его поле зрения.

Таким образом, благодаря развитию слухового и зрительного сосредоточения у ребенка к 5–6 неделям начинает закладываться основа для перехода от ощущений к восприятию. Он уже может воспринимать предмет не по частям, а в целом, проследить взглядом за движущимся предметом или повернуть голову за перемещающимся источником звука. На раздражитель он реагирует следующим образом: замирает и сосредоточивается только на источнике звука или объекте, все остальные реакции в данный момент прекращаются.

Со временем, после приобретения способности узнавать голос ухаживающей за ребенком матери, видеть ее лицо, происходит установление эмоционального контакта с нею. Появляется так называемый «комплекс оживления» (см. 5.3).

studfiles.net


Смотрите также