Безусловные рефлексы новорожденного необходимы для


9. Безусловные рефлексы младенца.

Врожденные рефлексы – дар природы, необходимые малышу для выживания вне организма мамы, которые помогают новорожденному в приспособлении к жизни в окружающем его мире. Еще в родильном доме, сразу после рождения малыша, врач-неонатолог проверяет врожденные рефлексы и дает оценку развитию нервной системы. Если физиологические рефлексы хорошо развиты и мышечный тонус в норме, значит у ребенка все в порядке.

Основные безусловные рефлексы новорожденных

1 Дыхательный рефлекс

Первым, сразу после рождения, включается дыхательный рефлекс – раскрываются легкие малыша и он делает первый самостоятельный вдох.

2. Сосательный рефлекс

Сосательный рефлекс возникает у новорожденного в ответ на раздражение полости рта, при прикосновении к губам и языку новорожденного. Например, при вкладывании в рот соска, соски, пальца появляются ритмичные сосательные движения.

3. Глотательный рефлекс Если что-то попадает в ротик малыша, то он глотает. Первые дни ребенок учится координировать дыхательные движения с глотательными.

4. Рефлекс кляпа. Рефлекс заставляет ребенка выталкивать изо рта языком любые твердые предметы. Рефлекс кляпа появляется сразу после рождения. Рефлекс не дает ребенку подавиться. Этот рефлекс угасает ближе к 6 месяцам. Именно рефлексом кляпа объясняется то, что малышу до 6-ти месяцев так трудно глотать твердую пишу.

5. Поисковый (искательный) рефлекс Куссмауля

Поисковый рефлекс помогает малышу найти сосок и хорошо выражен перед кормлением.

В норме вызывается у всех новорожденных и полностью должен исчезать к 3 месячному возрасту. Затем появляется реакция на зрительный раздражитель, ребенок оживляется при виде бутылочки с молоком, при приготовлении матерью груди к кормлению.

6. Хоботковый рефлекс (рефлекс ротовой Эшериха)

Вызывается быстрым легким прикосновением пальцем, соской или молоточком по верхней губе ребенка — в ответ происходит сокращение мимической мускулатуры новорожденного -вытягивание губ в виде хоботка.

В норме хоботковый рефлекс выявляется у всех здоровых новорожденных, и постепенно угасает к трехмесячному возрасту. Сохранение хоботкового рефлекса его у детей старше трехмесячного возраста является признаком возможной патологии головного мозга и наблюдается у детей с поражением нервной системы.

7. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина 

Рефлекс имеется в норме у всех новорожденных, ярче выражен перед кормлением. После двух месяцев этот рефлекс снижается, а к трем — исчезает совсем.

Вялость рефлекса наблюдается при поражении центральной нервной системы (ЦНС), особенно при родовой травме шейного отдела спинного мозга.

Быстрое становление рефлекса и его угосание до 3 месяцев является прогностически благоприятным признаком у детей, перенесших родовую травму.

8.Верхний хватательный рефлекс (Янишевского) 

У младенца в норме хватательный рефлекс хорошо вызывается. Перед кормлением и во время еды хватательный рефлекс выражен значительно сильнее.

Рефлекс физиологичен до 3-4-х месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предметов.

9. Рефлекс подвешивания Робинсона 

К 3-4 мес этот безусловный рефлекс трансформируется в условный — ребенок начинает хватать игрушки целенаправленно. Хорошая выраженность хватательного рефлекса и рефлекса Робинзона способствует быстрому развитию условного рефлекса и тем самым — развитию мышечной силы в руках и способствует более быстрому развитию тонкой ручной умелости.

10. Нижний хватательный рефлекс (подошвенный, рефлекс Бабинского)

У здоровых детей этот рефлекс сохраняется до 12-14 месяцев жизни.

Отсутствие нижнего хватательного рефлекса возникает при поражении спинного мозга на поясничном уровне.

11. Рефлекс Бабинского.

Большинство врачей сейчас считают рефлекс Бабинского нормой для первого года жизни и что его наличие не является признаком патологии, и с возрастом он пройдёт. Они объясняют тем, что это связано с недостаточным развитием коры головного мозга и соответственно системы центрального двигательного нейрона в раннем детском возрасте и что этот рефлекс встречается сейчас очень часто.

12. Пяточный рефлекс Аршавского 

При надавливании на пяточную кость у ребенка вызываются крик или гримасы плача.

Отсутствие их, снижение степени выраженности или асимметрия могут указывать на поражение нервной системы.

13. Рефлекс охватывания Моро 

Рефлекс выражен сразу после рождения. У всех здоровых новорожденных рефлекс Моро всегда симметричен(одинаков) в обеих руках и выражен до 4-5-го месяца, затем начинает угасать; после 5-го месяца можно наблюдать лишь отдельные его компоненты.

10. Комплекс оживления как основное новообразование периода раннего младенчества, его значение для психического развития ребенка.

«Комплекс оживления», описанный Н. М. Щеловановым, возникает с 2,5 месяцев и нарастает до 4-го месяца. Он включает в себя группу реакций таких как:

1) замирание, сосредоточение на предмете, взгляд с напряжением;

2) улыбка;

3) двигательное оживление;

4) локализация.

После четырех месяцев комплекс распадается. Протекание реакций зависит от поведения взрослого. Анализ возрастной динамики показывает, что до двух месяцев ребенок одинаково реагирует и на игрушку, и на взрослого, но взрослому он чаще улыбается. После трех месяцев формируется двигательное оживление на увиденный предмет. В первом полугодии ребенок не различает положительного и отрицательного воздействий. У ребенка возникает потребность во внимании, появляются экспрессивно-мимические средства общения. Чем внимательнее взрослый к ребенку, тем раньше он начинает выделять себя из окружающего мира, что является основой его самосознания и самооценки. К концу первого полугодия ребенок проявляет богатую палитру эмоций. Акт хватания в пять месяцев уже сформирован. Благодаря взрослому ребенок выделяет целостный предмет и формирует сенсорно-моторный акт. Интерес к действиям и предметам – свидетельство нового этапа развития. Во втором полугодии жизни ведущим становится манипулятивное действие (бросание, щипание, кусание). К концу года ребенок осваивает свойства предметов. В 7–8 месяцев ребенок должен бросать, трогать предметы, активно вести себя. Общение является ситуативно-деловым. Меняется отношение к взрослым, преобладает негативная реакция на замечания. Эмоции становятся ярче, различаются в зависимости от ситуации.

Развитие моторики младенца подчиняется определенной схеме: движения совершенствуются от крупных, размашистых к более мелким и точным, причем сначала это происходит с ручками и верхней половиной тела, затем – с ножками и нижней частью тела. Сенсорика младенца развивается быстрее, чем двигательная сфера, хотя они обе связаны. Этот возрастной этап является подготовительным к речевому развитию и называется довербальным периодом.

1. Развитие пассивной речи – ребенок учится понимать, угадывает смысл; важен анемо-тический слух ребенка, у взрослого важна артикуляция.

2. Отработка речевых артикуляций. Изменение звуковой единицы (тембра) ведет к изменению смысла. В норме ребенок в 6–7 месяцев поворачивает голову при назывании предмета, если этот предмет имеет постоянное место, а в 7–8 месяцев отыскивает названный предмет среди других. К первому году ребенок понимает, о каком предмете идет речь, и выполняет элементарные действия. В 5–6 месяцев ребенок должен пройти стадию лепета и научиться произносить четко триады и диады (три и два звука), уметь воспроизвести ситуацию общения.

studfiles.net

Вопрос 2: Рефлексы новорожденного.

Новорожденность – единственный период в жизни человека, когда еще можно наблюдать в чистом виде природные, инстинктивные формы поведения. Поэтому понять, что дает ребенку природа, можно при исследовании именно этого возраста.

Младенец появляется на свет, имея определенный запас врожденных безусловных рефлексов, т.е. автоматических, непроизвольных ответов на определенные внешние раздражители. И хотя его нервная система еще далеко не сформирована, она готова приспосабливать организм к внешним условиям.

Среди врожденных рефлексов новорожденного есть функциональные, которые совершенно необходимы для его выживания во внешнем мире, помогая ребенку приспособиться к новым условиям жизни. Так, сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие дыхание и кровообращение. К этой же группе относятся так называемые защитные рефлексы, предохраняющие организм от опасных и слишком сильных воздействий. Так, сильное раздражение кожи (например, укол) вызывает отдергивание ручки или ножки ребенка; резкое увеличение яркости света вызывает сужение зрачка (зрачковый рефлекс); в ответ на мелькание света или дуновение воздуха малыш прищуривается или закрывает глаза (мигательный рефлекс). Эти рефлексы необходимы для физического выживания и сохраняются на протяжении всей жизни человека.

Важнейшим из функциональных рефлексов для новорожденного является сосательный рефлекс. Если коснуться каким-либо предметом (например, пальцем) рта младенца, он сразу начинает сосать его. А если коснуться его щеки, он повернет голову в сторону раздражителя и с открытым ротиком будет искать материнскую грудь. Это включается поисковый рефлекс. Данные рефлексы обеспечивают ребенку готовность к новому типу питания.

Однако далеко не все рефлексы новорожденного имеют жизненно важное приспособительное значение. Среди них есть и такие, которые никакой роли в жизни ребенка не играют. Наиболее ярким примером этого может служить так называемый рефлекс Робинзона (или хватательный рефлекс). Прикосновение к ладони младенца вызывает удивительно сильную для новорожденного реакцию схватывания. Например, если прикоснуться пальцами к его ладошкам, он схватит их так крепко, что может повиснуть, держась за них, как обезьянка. Туда же относится переступательный рефлекс – если нога младенца прикасается к какой-либо поверхности, он начинает совершать обеими ногами переступательные движения, как будто ходит. К столь же бесполезным для жизни новорожденного рефлексам относится рефлекс ползания (прикосновение к подошвам ног вызывает рефлекторное отталкивание); рефлекс вскидывания ручек (или рефлекс Моро – если младенцу угрожает падение или в ответ на сильный звук он резко поднимает вверх руки и быстро опускает их, при этом ладошки как бы готовы схватить что-то); шейно-тонический рефлекс – когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика. В последнее время обнаружен плавательный рефлекс новорожденного: если его опустить в воду, он не утонет, а будет барахтаться и удержится на воде.

Все это так называемые атавистические рефлексы. Они представляют собой наследство, полученное ребенком от животных предков. Характерно, что большинство из них угасают уже в первом полугодии жизни. Так, например, рефлекс Робинзона значительно ослабевает к четвертому месяцу жизни, до того как возникает целенаправленный акт хватания. Переступательный рефлекс исчезает в 3–4 мес., задолго до того, как ребенок начинает ходить. Рефлекс ползания при упоре на подошвы также не является основой для самостоятельного передвижения в пространстве. Как показали наблюдения, младенческое ползание начинается не с отталкивания ножками, а с движений рук. Безусловные рефлексы новорожденных сами по себе не обеспечивают появление человеческих форм поведения. В отличие от этого набор безусловных рефлексов детенышей животных является необходимой природной основой для поведения взрослой особи с активными защитными, охотничьими, материнскими и другими формами поведения, необходимыми для ее нормального существования.

В то же время эти безусловные рефлексы новорожденного могут быть включены в другие, более сложные и целенаправленные формы поведения ребенка. Так, например, сосательный рефлекс, поскольку он постоянно упражняется в ситуации взаимодействия с матерью, в 2–3 мес. превращается в целенаправленное и регулируемое действие младенца. Ребенок перестает сосать все подряд, он начинает регулировать ритм и интенсивность сосания. Может остановить его при насыщении или начать при виде соски или бутылочки. То же самое с хватательным, переступательным или плавательным рефлексом. Если их постоянно тренировать и включать в ситуацию взаимодействия со взрослым, эти движения могут сохраниться и войти в состав более сложных действий (ходьбы, схватывания и удержания предмета и т.д.). Однако сами по себе эти рефлексы никогда не перерастут в человеческие формы поведения, которые формируются на совершенно другой, не рефлекторной основе.

У новорожденного есть еще одна группа рефлексов, которые, хотя и не имеют жизненного значения, с возрастом не угасают, а, напротив, укрепляются. Это ориентировочные рефлексы, направленные на контакт с внешними воздействиями. Установлено, что уже в первый день жизни сильный источник света вызывает поворот головки ребенка: в детской комнате родильного дома в солнечный день головки большинства новорожденных повернуты в сторону света, как подсолнухи. Новорожденный также реагирует на сильный звук, поворачивая голову в сторону его источника. Безусловные ориентировочные рефлексы являются основой потребности во впечатлениях, которая проявляется уже в первые дни жизни.

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях у матери, у него возникают сосательные движения.

studfiles.net

Рефлексы новорожденного: разновидности и нормы

Содержание

При рождении каждый младенец попадает из комфортной и привычной среды в неизвестный и такой пугающий для него мир. Приспособиться к новым условиям и выжить вне организма мамы малышу помогают врожденные рефлексы, которые должны иметься у всех новорожденных. Отсутствие какого-либо физиологического рефлекса обычно считается патологией и свидетельствует о различных отклонениях в развитии.

Краткая справка

Еще в роддоме врачи-неонатологи проверяют главные рефлексы новорожденного ребенка и оценивают, правильно ли развита нервная система крохи. Здоровый малыш имеет целый набор врожденных (безусловных) рефлексов, которые часто называют автоматизмами. Они нужны младенцу для того, чтобы пережить процесс родов, быстрее адаптироваться в послеродовой период и полноценно развиваться в дальнейшем. Некоторые безусловные, имеющиеся с рождения рефлексы новорожденного со временем исчезают, другие – сопровождают человека до конца жизни.

А вот условных рефлексов у только что появившегося на свет малыша быть не может. Такие реакции ребенок приобретает по мере своего развития, осваивая окружающий мир и накапливая бесценный опыт.

Виды и нормы

Все основные рефлексы здорового новорожденного можно разделить на два вида: оральные (обусловленные работой сегментов мозгового ствола) и спинальные (обусловленные работой спинного мозга). Такая классификация считается общепринятой в мировой педиатрии.

Оральные рефлексы младенцев в свою очередь делятся на следующие разновидности:

  1. Сосательный. Эта реакция появляется у новорождённых в момент рождения и исчезает примерно к году. Малыш должен делать ритмичные сосательные движения, захватывая губами сосок маминой груди, пустышку, палец, бутылочку с едой и пр.
  2. Глотательный. Кроха должен не только сосать молочко, но и проглатывать его. Данное умение остается с человеком на всю оставшуюся жизнь.
  3. Хоботковый. Если легко прикоснуться ко рту ребёнка, он вытянет свои губки в трубочку (хоботок). Такой врожденный автоматизм сохраняется до 2-3 месяцев.
  4. Рефлекс Бабкина. Этот ладонно-ротовой автоматизм особенно ярко проявляет себя в первые два месяца жизни младенца. Если надавить одновременно на обе ладони крохи, он обязательно приоткроет свой рот.
  5. Рефлекс Куссмауля. Данный автоматизм направлен на то, чтобы ребенок смог найти еду. Если дотронуться до уголка рта малыша, он автоматически повернет головку в сторону раздражителя. Такой поисковый автоматизм обычно исчезает к 3-4 месяцам. После этого кроха способен искать пищу глазами.

Спинальные рефлексы у здорового новорожденного бывают следующими:

  1. Защитный. Если родители уложат младенца на животик, он сразу же начнет поворачивать головку в одну или другую сторону и будет пытаться приподняться. Защитный рефлекс новорожденного необходим для того, чтобы малыш мог защитить себя от нарушений дыхания (поворачивая голову, кроха обеспечивает себе доступ кислорода). У грудных детей защитный автоматизм наблюдается до полутора месяцев.
  2. Верхний хватательный (рефлекс Янишевского). Если коснуться пальцем ладошки малыша, он должен сжать пальчики в кулачок. Сильнее всего верхний хватательный рефлекс у новорожденных выражен в моменты кормления или тогда, когда дети голодны. Сохраняется данный автоматизм до 3-4 месяцев.
  3. Нижний хватательный (рефлекс Бабинского). Если провести большим пальцем по стопе ребенка, кроха начнет разгибать пальчики ног и сгибать ножку в суставе. Данный автоматизм обычно исчезает после года.
  4. Рефлекс Моро. Этот автоматизм, который часто называют рефлексом объятий, состоит из двух фаз: если малыш услышит резкий громкий звук (например, хлопок по пеленальному столику, где он лежит), то сначала он раскинет ручки в сторону, распрямит пальчики и вытянет ножки, а уже спустя несколько секунд вернет конечности в прежнее положение. Рефлекс Моро у новорожденных начинает угасать приблизительно к 4-5 месяцам.
  5. Рефлекс опоры. Если кроху взять за подмышки и приподнять, он начнет сгибать ножки в коленях и бедрах. Когда его ножки коснуться горизонтальной поверхности (например, пола), он автоматически распрямит стопу и упрется ею в поверхность. При нормальном развитии исчезнет такая реакция примерно в полтора месяца.
  6. Рефлекс ползания Бауэра. Положив малыша на живот и приставив к его пяточкам руки, родители должны видеть, что их ребеночек пытается отталкиваться и ползать, помогая себе руками. Данный автоматизм проходит на 4-5 месяц жизни.
  7. Рефлекс Галанта. Если провести пальцем вдоль позвоночника крохи, он выгнет спинку и выпрямит ножку с той стороны, где находится раздражитель. Такая реакция у деток сохраняется до 3-4 месяцев.
  8. Рефлекс Переса. Ребенок, лежащий вниз животом на ладони мамы, при надавливании на отростки позвоночника от копчика к шее должен закричать, согнуть конечности, приподнять головку. Такое действие родителей вызывает негативную реакцию у младенца. Окончательно исчезает данный автоматизм к 3-4 месяцу жизни.
  9. Рефлекс автоматической ходьбы. Если кроху поднять, поставить на ноги и немного наклонить вперед, он начнет автоматически передвигать ножки, как будто бы делая шаги. Перебирать ножками на уровне автоматизма здоровый малыш должен до 1-1,5 месяцев.
  10. Рефлекс Ландау. Если поднять младенца в воздух личиком вниз, придерживая его ладонями за живот, он приподнимет головку и верхнюю часть туловища, выгнет спинку, выпрямит ноги и руки. Этот автоматизм чаще всего проявляется не сразу после рождения, а к 3-4 месяцам. Исчезает такая реакция после года.

Отклонения от норм

Многие родители начинают беспокоиться, если видят, что у их малыша отсутствуют или сильно ослаблены те или иные врождённые рефлексы. Действительно, такая патология может свидетельствовать о том, что в развитии ребенка имеются проблемы. Чаще всего автоматизмов нет у тех детей, которые родились раньше срока, перенесли тяжелые роды, имеют родовые травмы или внутриутробные пороки развития, страдали во время беременности от асфиксии (удушья пуповиной) или гипоксии (нехватки кислорода). В подобных ситуациях мамам и папам нужно показать младенца неврологу, который выявит отклонения и назначит лечение.

В некоторых случаях физиологические рефлексы новорожденного могут наоборот значительно усиливаться (обычно это бывает с двигательными автоматизмами – автоматическая ходьба, ползание и пр.) и не исчезать к определенному возрасту. Причиной таких отклонений может стать мышечный тонус, нарушения работы нервной системы, перенесенные заболевания и пр. Ребенок, имеющий усиление автоматизмов, также должен быть обследован врачом. Родители при этом должны приложить максимум усилий, чтобы поскорее начать проводить лечебные манипуляции (массажи, медикаментозная терапия и пр.).

amalutki.ru

А вы знали, что ваш новорожденный умеет ходить?

Знаете ли вы, как много умеет ваш новорожденный ребенок? Ходить, цепляться ручками за ваши пальцы, находить самостоятельно мамину грудь! Как такое возможно? Сейчас узнаете.

Проверяем рефлексы у младенца

Новорожденным младенец считается в первый месяц своей жизни. Иногда молодых мамочек поражают его врожденные рефлексы. Вы будете удивлены, но ваш беззащитный кроха родился на свет уже с определенными умениями.

Все физиологические рефлексы делятся на два вида: условные и безусловные.

Чем они различаются? Безусловные рефлексы заложены в новорожденных изначально, они формируются еще во внутриутробном развитии. Условные же приобретаются со становлением нервной системы.

У здорового ребенка нервные реакции симметричные, то есть ответ на раздражитель происходит с обеих сторон – справа и слева – одинаково. Об асимметрии говорят тогда, когда ответ отсутствует с одной из сторон.

Для здорового младенца стимуляция основных реакций служит разминкой, которая помогает его физическому и психическому развитию, а также подстегивает развитие сначала спонтанных, а затем осознанных движений.

Основные рефлексы ребенка до полугода

Сосательный рефлекс. С момента рождения новорожденный ребенок умеет сосать грудь в целях насыщения.

Рефлекс Робинсона (хватательный). Заключается в захвате и удержании пальцев, находящихся в ладошках младенца. При этом ребенок в состоянии удержаться на весу (но лучше таких экспериментов не проводить!). К 4-му месяцу жизни малыши уже сознательно захватывают пальцами рук предметы.

Хоботковый рефлекс. Если пальцем дотронуться до губ новорожденного, он откроет ротик и вытянет губки «хоботком», как для кормления.

Рефлекс Бабкина (еще его называют ладонно-ротовой). Надавливание на ладошку новорожденного вызывает открывание ротика и сгибание головы. Проявляется на обеих ладошках. Пропадает полностью, когда малышу исполнится 3-4 месяца, в случае, если такая реакция проявляется у младенца после 5 месяцев, нужно проконсультироваться у надежного невролога.

Читайте также:  Развитие новорожденного ребенка до месяца

Рефлекс Моро (рефлекс объятий). Проверку данного рефлекса лучше проводить врачу с целью диагностики, потому что в быту он вам не пригодится. Его вызывают разными способами — резким ударом по столу, на котором находится младенец, недалеко от головы; громким резким звуком или хлопком по ягодицам. Реакция младенца на одно из вышеперечисленных действий будет состоять из двух частей: сначала малыш откидывается назад, разводит руки по сторонам и разворачивает плечи, а потом сводит руки на груди, возвращаясь в свое обычное положение. Движение рук напоминает хватание. Рефлекс Моро становится слабее у новорожденных к 4 месяцам.

Рефлекс Бабинского. Попробуйте провести пальцем по внешнему своду стопы от пяточки до пальчиков новорожденного, вы увидите непроизвольное разгибание большого пальца. Иногда это сопровождается веерообразным разведением остальных пальцев.  Этот патологический рефлекс считается нормальным для детей не старше 2-х лет, но обычно исчезает уже к 12 месяцам, по мере развития коры головного мозга.

Рефлекс опоры. Проверить данный рефлекс можно следующим способом. Берем кроху подмышки, придерживая пальцами голову, при это вся масса тела младенца должна приходится на родительские руки. Немного приподнимаем новорожденного — кроха начнет сгибать ножки. Если малыша поставить на стол, он будет упираться на него всей ступней, как будто стоит на полусогнутых ногах выпрямившись.

Автоматический шаговый рефлекс. Держа младенца вертикально, наклоните его немножко вперед, малыш начнет делать движения, напоминающие шаги, которые не сопровождаются движениями рук. Вы должны обязательно придерживать голову малыша и держать его на весу, чтобы не давать опираться на стопу полностью.

Рефлекс ползания (рефлекс Бауэра). Чтобы проверить данные рефлекс, выкладываем младенца на животик и приставляем ладони к его ступням. В ответ новорожденный будет приподнимать голову и отталкивается ножками от ваших ладоней, как бы пытаясь ползти. Такая реакция у детей есть до 4 месяцев.

Читайте также:  Черно-белые картинки для новорожденных

Когда нужно обращаться к специалисту?

Слабо развитые нервные реакции (например, слабые сосательные и хватательные рефлексы) диктуют необходимость как можно скорее обратиться к детскому невропатологу. Также есть необходимость немедленного обращения к доктору, если наблюдается ослабление реакций или их долгое отсутствие (например, нет сосательного рефлекса). Каждая мама, опытная и не очень, всегда должна помнить, что здоровье малыша – в ее руках и нельзя заниматься самолечением или обращаться к непроверенному специалисту по поводу драгоценного крохи.

Возрастные границы и нормы реакций вы можете увидеть в приведенной таблице “Рефлексы новорожденных”. Нажмите на картинку для увеличения.

Однако стоит учитывать, что каждый ребенок – индивидуальность и не нужно навешивать никаких ярлыков. Если у малютки что-то не получается сегодня, а по мнению опытного невропатолога с малышом все в порядке, то ваше чадо просто не хочет чего-то делать, вот и все. И совершенно нет повода для паники.

Словом, регулярная активизация врожденных рефлексов и реакций вашего новорожденного может послужить минутами приятного общения и хорошей зарядкой для маленького спортсмена. Такую зарядку нужно делать в теплой и проветриваемой комнате, когда младенец в хорошем настроении, покушал и выспался. Все ваши движения должны быть мягкими и плавными, чтобы не причинить малышу неудобств. Хорошо, если кроха будет голеньким – воздушные ванны в сочетании с ласковыми прикосновениями родителей никому еще не вредили.

Разрешать ребенку хватать ваши пальцы, деликатно щекотать стопы по внешнему своду, помогать ему ползать с опорой на ваши ладони. Проделывайте это ежедневно в игровой форме с малышом старше 1 месяца. Эти игры должны стать источником хорошего настроения для вашего ребенка. Если какое-то упражнение не нравится вашему чаду, лучше переждать с его выполнением некоторое время.

babyonika.ru


Смотрите также